В области с ноября - дефицит угля. В начале декабря правительство области обнадёжило, что ситуация улучшается, дали телефоны горячих линий. Но жители звонили в редакцию, потому что в правительстве трубки не брали, а на угольных базах ничего утешительного не обещали.
Работа для ФАС?
Большая часть звонков была из Черняховского района.
«На складах уголь россыпью обещают только 15 декабря. А сейчас что делать? - возмущается жительница пос. Привалово Черняховского района Антонина Якубовская. - Предлагают фасованный, он нам не по карману. Я живу возле железной дороги. Мимо куда-то идут составы с углём. Почему для нас его нет?! Остаётся повесить плакат «Замерзаем!». Может, хоть так власти нас услышат? Соседи меня поддержат: у них тоже ни угля, ни дров!»
Мы обзвонили реализаторов угля. Нам отвечали, что на 1 декабря всё топливо забронировано.
«Уголь был по 6300 руб. за тонну. Почём будет новая партия, не знаем. Да обнаглели операторы вагонов! Не дают подвижной состав, постоянные задержки, - сообщили в одной из фирм. - Из-за дефицита дров многие решили перейти на уголь, а его тоже нет».
В правительстве области говорят: за то, чтобы уголь у населения был, отвечают муниципалитеты. Начальник управления коммунального хозяйства администрации Черняховского ГО Владимир Голубцов рассказывает, что район снабжают углём три компании. У одной скоро появится фасованный уголь по 25 кг стоимостью до 195 руб. за мешок (или около 7800 руб./т). Но это дешевле, чем в двух других компаниях, предлагающих мешки по 299 и 280 руб. Со дня на день ждут уголь россыпью.
«Мы влиять на цены не можем. Думаю, если и инициировать разбирательство, то заниматься им должен ФАС», - подытожил чиновник.
По информации СМИ, некоторые поставщики пытались повысить цены на уголь, отгружаемый по контрактам для организаций. В одном из округов руководителей вынуждали покупать его по 6,5 тыс. руб./т, хотя в договоре - 4,5 тыс. руб./т. Сами поставщики угля говорят, что больше половины его цены составляют затраты на доставку в область.
Ушёл в Европу
В министерстве ЖКХ области говорят: большой объём топлива идёт на экспорт и поставщикам не хватает вагонов для Калининграда. План отгрузок угля на наше направление в октябре выполнили менее чем на 25 %, в ноябре - на 40 %.
Экспорт угля в Китай и ЕС бьёт рекорды. Туда продавать выгодней. Это спровоцировало рост цен и нехватку топлива в РФ. Угольные компании трижды за осень повышали цены. А наша область ещё и страдает от нехватки вагонов. Их парк после реформы РЖД перешёл частникам. Они дают вагоны в первую очередь на более выгодные направления. И наша область - не в их числе. Но то же самое говорили в прошлом году, когда регион посреди зимы столкнулся с дефицитом угля. Проблему должны были решать областные власти на федеральном уровне. И главное - ещё летом.