Примерное время чтения: 4 минуты
330

И кастрюля в придачу… Как потребителю защитить свои права?

Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

К сожалению, калининградцы - в основной массе - богаче не становятся. Обидно терять деньги, которые достаются тяжёлым трудом, при заказе товаров и услуг. Тем не менее такие ситуации происходят.

Волшебная» накидка

Как рассказали в региональном Управлении Роспотребнадзора, за 9 месяцев жители области направили в ведомство 1 738 обращений,  и 169 из них дошли до суда.

Есть истории, которые нарочно не придумаешь. Так, одному из калининградцев ООО «Мегаполис» продало вибромассажную накидку за 169 тыс. руб. В комплекте к ней шли одеяло, 2 подушки, озонатор, ручной вибромассажёр и кастрюля.

На суде мужчина рассказал, что приобрёл накидку в подарок супруге, страдающей от заболевания крови. Защите пришлось постараться, чтобы найти основания для расторжения договора купли-продажи, ведь сведения о противопоказаниях там были указаны общими фразами. Зато из руководства пользователя следовало, что изделие выполняет функции поколачивающего, разминающего и компрессионного массажа. А заботливый супруг не знал, что массаж для его тяжело больной жены противопоказан.

Массажёры и сопутствующие изделия являются медицинскими. Их оборот должен быть регламентирован соответствующим образом. На этом основании Черняховский суд обязал организацию вернуть покупателю не только потраченную сумму, но и выплатить 3 000 руб. компенсации морального вреда, а также 919 руб. неустойки. Кроме того, фирму оштрафовали на 86 459 руб. за то, что добровольно не выполнила требования потребителя.

Куда дешевле решить вопрос мирно, не доводя до суда.

Пенсионер Алексей Никитин (имя изменено. – Авт.) 9 месяцев лечил больные суставы в ООО «Хелз Лайф». Пожилой человек заплатил за процедуры 492 800 руб., но здоровье у него не улучшилось. С этой бедой Алексей Викторович пришёл в общественную приёмную Управления. Специалистам удалось убедить руководство фирмы вернуть деньги.

Ещё один калининградец пожаловался на предпринимателя, продавшего ему по кредитному договору «бэушный» телефон под видом нового. Мужчине навязали ещё и платную страховку на жизнь и здоровье. После визита инспекторов Роспотребнадзора 16 тыс. руб. вернули.

«Не тратьте время на устные препирательства, - советуют в ведомстве. - Оформляйте претензию в письменном виде».

Читайте договор!

В сентябре вступили в силу изменения в Закон «О защите прав потребителей». Теперь ст. 16 содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителя. К примеру, запрещено  навязывать условия, когда приобретать товар или услугу можно только при приобретении чего-либо ещё.  Самый яркий пример - выдача кредита при условии оформления страховки. Недопустимо указывать, что продавец может поставить неполную комплектацию товара или сделать только часть работы и т. п.

Распространены ситуации, когда продавец заявляет, что принимает оплату только «наличкой». Тогда как,  согласно ст. 16.1 Закона, он «обязан обеспечить возможность оплаты товаров и работ путём использования национальньных платёжных инструментов, а также наличньх расчётов по выбору потребителя».

В последнее время предприниматели нередко ссылаются на «форс-мажор». К примеру, сетуют, что из-за закрытых границ не могут вовремя ввезти те же кухонные фасады. Подход к таким спорам ещё в начале пандемии сформулировал Верховный суд. Для освобождения от ответственности за несоблюдение обязательств поставщик должен, в частности, доказать наличие причинно-следственной связи между обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью исполнить обязательства. А также свою непричастность к появлению этих обстоятельств.

Малообеспеченные жители Балтийска часто обращаются за помощью к своему земляку Сергею Дустину, который бесплатно отстаивает их права в судах.

«В моей практике частенько встречаются ситуации, когда в договоре купли-продажи незаконно занижают размер неустойки, - рассказывает правозащитник. - К примеру, предусмотрена пеня 1 % от стоимости товара, а пишут - 0, 01 %. Или, бывает, включают в договор такой пункт: «Качество товара проверяется при покупке, возврату не подлежит», хотя есть гарантийный срок, а срок службы и вовсе иной раз исчисляется пятью годами. Неискушённый покупатель не вчитывается в условия договора; подписывает не глядя. И если ему говорят: «Не имеете права!», молча соглашается и уходит. Хотя в 70 % случаев вопрос можно решить в досудебном порядке. Была ситуация: девушка въехала в квартиру. Ей установили кривое окно, которое даже не закрывается. Она терпела, а зря! Предприниматель оказался адекватным - добровольно переустановил окно и ещё заплатил солидную неустойку: чуть ли не стоимость самого окна. В одной из известных сетей покупателю некачественного телефона (он пришёл его вернуть) и вовсе подсунули подписать заранее напечатанный бланк: мол, товар у меня 80 дней находился на руках. Возвращаю, так как он мне «не подошёл». Вряд ли продавцы не знают, что статья 25 Закона даёт право на обмен, возврат товара в течение 14 дней, а тут 80! Эпизод вопиющий.  Молоденькие девушки-продавцы опускают глаза в пол. Говорят: «Не сделаем, как начальство приказало, - уволят!» Но юридически такие бумаги ничтожны и рассчитаны «на дурака».

Только цифры
76 % всех жалоб – на розничную торговлю. В 82 случаях, по результатам рассмотрения гражданских дел, решения вынесли в пользу потребителей. Они получили в совокупности более 8 млн руб. По 879 обращениям удалось избежать судебных разбирательств.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах