Законопроект о локализации такси рассмотрен Госдумой в первом чтении. Если документ примут, с 1 октября текущего года в такси нельзя будет использовать импортные машины - только автомобили с «высокой долей российских компонентов» или произведённые в рамках специальных инвестиционных контрактов. Таксисты пытаются опротестовать нововведение.
Попали под локализацию
«Калининградская область в силу географического положения особенная. Здесь больше чем где бы то ни было импортных автомобилей. Лишь 20% таксистов ездят на отечественных машинах, - говорит региональный представитель Общественного совета по развитию такси Алексей Спиридонов. - Локализацию измеряют в баллах. Под нужные 3200 попадают лишь немногие модели: преимущественно, автоВАЗовские, и они большей частью ориентированы на бытовое, семейное использование. Да, если бы АвтоВАЗ скинул цены; сказал бы, что Лада Гранта, к примеру, будет стоить 600 тыс., а Лада Веста – миллион, возможно, люди на них и пересели бы. Но ценовая политика иная. К тому же, по данным таксопарков, отечественные автомобили требуют частых внеплановых ремонтов — в среднем более трёх раз в первый год. Расходы на техническое обслуживание превышают 70 000 руб. в год. Наиболее проблемные узлы: подвеска, электроника, тормоза и трансмиссия. Это снижает рентабельность бизнеса и ведёт к повышению цен».
Профессия таксиста — одна из самых востребованных. По данным hh.ru, в Калининградской области за год спрос на водителей такси вырос на 222% или в 2,2 раза. Активность местных соискателей даже выше, чем спрос у работодателей. За последний месяц в регионе искали работу более 1,7 тыс. водителей такси.
По словам Алексея Спиридонова, на линию в области выходит около 7000 такси в неделю. Это, в среднем, 550 тысяч заказов. 5500 машин уже легализованы - внесены в единый реестр на использование в качестве такси. Большей частью таксисты работают на арендованных машинах; 15 – 20% - на своём транспорте. Пострадают и те, и другие.
«Быстро перестроиться на отечественный автопром в нашей области не получится. Логистики нет. Как доставить сюда машину с закрытыми границами? Своим ходом, если машина на юрлице, – очень тяжело. Остаётся паром. Либо ждать очереди, либо платить за доставку по 50-60 тыс. с машины. Плюс стоимость самого автомобиля: от миллиона рублей. Не всем это по карману, да и смысл переплачивать, если можно взять китайца дешевле, - задаётся вопросом эксперт. - Да, закон обратной силы не имеет. Старый парк: к примеру, популярные у таксистов Фольксваген Поло, Шкода Рапид, КИА Рио под локализацию попадают - у них цикл полной сборки был российский. Все, кто получил лицензии на весь Китай, отработают ещё 5 лет. Переходный период будет. А дальше придётся пересаживаться на отечественный автопром или менять сферу деятельности. Проблемы начнутся, когда нужно будет обновлять транспорт. По исследованиям Совета, доля автомобилей старше пяти лет в России выросла за два года с 12% до 22,4%. Финансовые возможности отрасли снижаются. Только 33% перевозчиков планируют обновлять парк в ближайшее время, а большинство продолжает использовать иностранные модели как наиболее подходящие для коммерческой эксплуатации. В Калининграде активно развивается туризм. Растёт поток гостей. Будет обидно, если мы не сможем представить машину хорошего класса. В существующей отечественной линейке почти нет моделей, способных заменить автомобили бизнес-класса, услуга «Комфорт плюс» может вовсе исчезнуть с рынка».
По 14 часов за рулём
Говорят, таксисты много получают, - говорит водитель Олег А. – Да, «грязными» у меня выходит 200 тыс. руб. в месяц. Но где-то 40 тыс. уходит на комиссию агрегатору и налог за самозанятость. За аренду машины в сутки плачу 2 тыс., итого 60 тыс. Плюс надо заправить автомобиль, помыть – это 30 тыс. в месяц. Остаётся 65 – 70 тыс. Вроде не так и мало, только работать приходится по 12 – 14 часов в сутки. На своей машине побольше, но здесь большие траты на запчасти, которые сильно подорожали – то на то и выходит. Если нас пересадят на отечественные «погремушки» и они начнут сыпаться, расходы сильно вырастут».
Перевозки в такси и без того подорожали на 20%. Если год назад в Калининграде можно было, к примеру, доехать от Карамзина до пл. Победы за 250 – 300 руб., то сейчас просят 430, и это эконом! С увеличением расходов все издержки неминуемо лягут на потребителя.
Региональный Общественный Совет по развитию такси направил письмо министру развития инфраструктуры и ЖКХ области Александру Рольбинову. Представители просят о встрече, чтобы обсудить последствия законопроекта для региона.
«Закон будет единый для всей России. Но якобы там есть лазейка: каждый регион может выбрать свой уровень локализации, - говорит Алексей Спиридонов. - Хотелось бы обсудить это с властями. Если локализацию всё-таки «продавят», желательно , чтобы для нашей области уменьшили количество баллов. Чтобы машина выехала с Автотора , и можно было её использовать, независимо от происхождения комплектующих».