Примерное время чтения: 4 минуты
410

На границе - затор. Проблему надо решать на государственном уровне

Еженедельник «Аргументы и Факты» №9. Аргументы и факты - Калининград 02/03/2022
На пограничных переходах - многокилометровые очереди.
На пограничных переходах - многокилометровые очереди. / Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

Калининградские бизнес-сообщества обратились к губернатору области Антону Алиханову и председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. Предприниматели просят решить проблему с перевозкой грузов на границе Беларуси и Литвы, поскольку переход на усиленный таможенный досмотр машин и огромные очереди, возникшие ещё месяц назад, угрожают транспортной безопасности региона.

12 дней в очереди

Проблема транспортной доступности стала для региона крайне острой.

«В связи с задержкой грузов у калининградских предприятий заканчиваются складские запасы, останавливаются конвейеры непрерывных производств, поставки сырья и материалов, - говорится в обращении «Балтийского делового клуба» к Михаилу Мишустину. - Решение обозначенных проблем очевидно требует форсирования».

На пограничных переходах Беларусь - Литва фуры стоят в очередях до 12 дней. По информации Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, одна из причин их возникновения  - реконструкция погранпункта «Мядининкай», из-за чего его пропускная способность снизилась более чем в два раза. Ситуацию с очередями усугубило обновление таможенных систем Литвы с 7 по 16 февраля, когда грузы оформляли в ручном режиме. Периодически имеют место и другие сбои в работе программных продуктов, в результате которых оформление товаров не осуществлялось либо происходило крайне медленно.

Вставка
Нужно создавать альтернативные пути доставки грузов в область и из неё на основную территорию страны.

«Двенадцать суток простоял в Каменном Логе, - говорит дальнобойщик Олег Карлов. - Передвижение за день -100 м. Нужду справляй где хочешь! Ребята пошли в поле, провалились по пояс в сугроб. Раньше от Калининграда до Москвы и обратно оборачивались за 10 дней. Границу проходили за 2-3 дня. Проблемы начались с лета, как только белорусы построили терминал и накопитель. Очередь затормозилась из-за внеочередников. Первыми её проходят обладатели пропусков. Их продают по 1200- 1300 евро на год. Они дают право  машине сразу направляться в терминал. Калининградцам  такие не по карману. Их скупают крупные белорусские фирмы. Вне очереди проезжают также обладатели брони. Делается она на две недели вперёд и стоит на наши деньги 1000 руб. Мы готовы платить, но бронь не поймать. Сейчас я в рейсе. Вот уже пять дней штудирую сайт по белорусской брони. Вчера сидел до ночи, дождался момента, когда программа «перещёлкнется», и вот 00 часов, а брони - ни одной! Границу коммерционализировали. Здесь  активно развивается попутный бизнес. Ежедневно приезжают автолавка, машины-«кафе». Трижды в день развозят вдоль очереди горячую еду. Некий дядечка готов за 300 руб. отвезти в баню помыться. Белорусы нашли способ пополнить казну, но для калининградцев  это - задница. Хоть туннель через Литву прорывай. Иной раз приходится делать огромный крюк, чтобы попасть домой. Проведёшь дома два-три дня, и снова в рейс: за 5000 км до Новосибирска. И всё это при зарплате 50 тыс. руб. Водители увольняются, причём самые безотказные».     

Страдают все отрасли

Дефицит транспорта делает практически  невозможным вывоз произведённой продукции на основную территорию страны, особенно «скоропорта». Срываются сроки поставки товаров, что грозит предприятиям штрафами.

«У нас не отгружено около 10 млн банок рыбных консервов - нет машин, - говорит руководитель Группы Компаний «За Родину» Сергей Лютаревич. - Фуры простаивают на границе около трёх недель, отправить груз невозможно».

Глава Ассоциации экспортёров и гендиректор «Балтмоторс» Дмитрий Сивков уверен, что решение проблемы транспортной доступности в руках команды губернатора.

«Необходимо создавать альтернативные пути доставки грузов. Грузы должны каждый день ходить по морю. Причём нужно, чтобы машина могла заехать на паром с водителем. Требуются поезда типа РО-РО, когда машина заезжает на платформу, а водителя размещают в спальном вагоне. Если надо -отправлять грузы воздухом. Должна быть абсолютная свобода выбора. Наше предприятие транспортные проблемы коснулись напрямую. Мы выпускаем снегоходы для Канады, Америки, Северной Европы. Понедельник, вторник и среда - те дни, когда готовая продукция должна попадать на склад. Но сроки не выдерживаются - для части снегоходов  коробки, вариаторы и другие детали застряли в очереди на границе. Теперь возим их  с багажом на пассажирских лайнерах. Себестоимость продукции сразу выросла на 5  %. Но мы вынуждены это делать, чтобы люди не остались без работы, а страна не лишилась валютной выручки».       

Предприниматели предлагают организовать отдельную электронную очередь для транспорта, следующего в нашу область; облегчить таможенный контроль; увеличить количество паромов на линии Балтийск - Усть-Луга (переговоры об этом власти уже ведут с Министерством транспорта РФ). Нужны автомобильные и грузопассажирские скоростные паромы типа РО-РО с графиком движения не реже одного захода через каждые двое суток. Следует также организовать регулярные контрейлерные перевозки железнодорожным транспортом через сопредельные государства; создать грузовой авиационный хаб с привлечением в регион грузовых авиаперевозчиков.     

Комментарий
Председатель облдумы Андрей Кропоткин: «Существует большой риск того, что в области могут встать производства. Мы обратились в Правительство РФ, в Совет федерации, в Госдуму, поручили нашим представителям пролоббировать этот вопрос на ближайших комитетах».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах