До 3 декабря россияне должны заплатить транспортный налог. В Калининградской области он собирается со скрипом. Власти области объявили неплательщикам войну и разрабатывают «хитрые» схемы возврата долгов.
Нарушителя вычислят камеры
Судя по статистике, калининградцы - народ несознательный. Если в большой России имущественные налоги исправно платит 90 % населения, то у нас - 83 %. Власти всячески пытаются вернуть должок в бюджет. Начать решили с «пряника»: разработали бонусную систему для муниципалитетов, которые активно занимаются этой проблемой.
Тем не менее власти региона рассчитывают, что в этом году ситуация улучшится. В лидерах видят Багратионовский округ, где устроили детальный разбор ситуации. Там под прицел попали 43 самых крупных должника по транспортному налогу (от 100 тыс. руб.). Каждую неделю под руководством губернатора (иначе, видимо, представителей федеральных структур не собрать) сотрудники налоговой, ГИБДД, миграционной службы и судебные приставы анализировали, почему тормозится сбор налогов. Треть должников числились безработными.
«Разыскивали каждого из 43 должников, - рассказала заместитель главы администрации округа Татьяна Филатова. - Оказалось, что часть из них на нашей территории зарегистрирована, но не проживает. Подключили камеры «Безопасного города», отслеживали машины неплательщиков по номерам. Как выяснилось, большинство не платит по причине безнаказанности: мол, никто не найдёт - никто не заставит. Один из должников - бывший депутат облдумы - имел немалые госконтракты, но вот транспортный налог игнорировал. Всплыли и ситуации из ряда вон. К примеру, у пенсионера в 2004 году машину угнали, но с регистрации не снимают, так как идёт уголовное дело. Налоги пожилому человеку выставляют регулярно.
Обнаружили жителей (среди них - инвалид), на которых в своё время зарегистрировали автомобили перегонщики из-за рубежа. Машин по факту у них нет, а налоги приходят. Один из случаев просто потрясает. Дорогой «Мерседес» зарегистрирован на многодетную мать. Машину она в глаза не видела. Уверяет, что никаких документов не подписывала. Подозревает, что бывший сожитель воспользовался паспортом. Так или иначе, долгов по транспортному налогу у неё накопилось на 123, 5 тыс. руб. Инспекция исправно удерживала с женщины по 3000 руб., в своё время в счёт долга у неё арестовали даже диван. «Безопасный город» нашёл машину в Гусеве. Она трижды переоформлялась по доверенности на других лиц. Сейчас авто пытаются продать, чтобы погасить долги».
В общей сложности 43 жителя округа задолжали государству 4 млн 36 тыс. руб., на 17 октября удалось вернуть 800 тыс. Но это только начало. В выигрыше оказались и некоторые жители, которые в своё время не смогли самостоятельно доказать, что налог начисляется неправильно. Им сделали перерасчёт.
Нужны штрафстоянки
Осложняет работу с должниками отсутствие или малочисленность штрафстоянок в муниципалитетах. Арестованные машины попросту некуда эвакуировать. Власти призывают глав открывать их повсеместно, чтобы увеличивать собираемость налогов.
Хотя организаторы Багратионовского эксперимента и уверяют, что по его итогам налоговых диссидентов - тех, кто не платит из принципа - не обнаружено, верится в это с трудом. Налоговые сборы идут на ремонт дорог, а их состояние зачастую не выдерживает критики. Людям приходится судиться, чтобы заставить чиновников шевелиться. Так, в Пионерском местная жительница заставляет городскую администрацию отремонтировать ул. Заозёрную у её дома. Во время прокладки газовых труб в 2016-2017 годах участок перекопали, да так с ямами и оставили. Экспертиза подтвердила: состояние дороги недопустимо, эксплуатация опасна. А сколько у нас в области таких улиц!
Нужно менять подход
«В стране давным-давно нужно было «привязать» налог к количеству приобретённого бензина, - говорит глава регионального союза защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев. - Если у человека полгода машина простаивает, почему он должен платить, как и те, кто ездит каждый день. Это несправедливо, отсюда и неплатежи. Тем более в контролирующих органах нет чёткого порядка. Если машину сняли с регистрации, не должна она всплывать в базах.
К нам часто приходят автомобилисты за помощью: машина давно снята с учёта и вдруг присылают уведомление со штрафами и пенями. Транспортный налог должен идти в обустройство дорог, а у нас они «плывут» после каждого дождя, даже отремонтированные. Смешно наблюдать, как губернатор на велосипеде обследует закатанные в асфальт ливнёвки. Его ли это задача? А кто принимал такие дороги, подписывал акты?
Вот сейчас ставят повсеместно камеры, даже там, где участки опасности не представляют. Беззастенчиво собирают деньги в бюджет. Ограничивают на магистралях скорость до 60-70 км в час. Почему в Польше тот же ландшафт - 90 км, а у нас 70? Зато там, где камеры нужны, их нет. Постоянно наблюдаю ситуацию на перекрёстке ул. Калинина у Южного вокзала, где один поток транспорта перекрывает движение другому. Вот где необходимы камеры».