Калининградский опыт по внедрению технологии «бережливая поликлиника» признали удачным не только в области, но и во всей России. Как обстоят дела в поликлинике сегодня?
Боремся с бюрократией
У здания - «броуновское» движение. Одни мамочки паркуют коляски с малышами под специальными навесами, другие выруливают на тротуар, чтобы отправиться домой. Он, кстати, тоже отремонтирован. Там, где раньше были дыры, сейчас - асфальт: помогли депутаты горсовета. Не забыли и про нужды детей-инвалидов. Для них сделали пандус, оборудовали кнопку вызова, специальный туалет.
«Сыну недавно исполнилось полгодика, - говорит калининградка Виктория Французова. - Честно говоря, побаивались первого знакомства с поликлиникой, ожидали бюрократии, хамства. Но оказалось всё иначе. Чисто, красиво, нет огромных очередей, персонал всё покажет, расскажет. Не нарадуюсь! А «парковки» для колясок - находка, особенно в дождь».
За время реализации проекта капитально отремонтировали все помещения поликлиники. Приходить сюда родителям с маленькими пациентами стало гораздо приятнее, но не это главное. Основное, по словам и. о. главного врача Наталии Виноградовой, - экономия времени и сил. В этом плане принципы «бережливого производства» оправдали себя на все сто. Всего организаторы проекта выбрали пять направлений, которые успешно реализовали: оптимизация работы регистратуры и лаборатории; навигация поликлиники; улучшение эффективности профилактической работы и повышение эффективности работы врачей поликлиники.
В первую очередь, оптимизировали работу регистратуры. По сути, их стало две: для больных и здоровых. Удвоилось количество окон. У администраторов появилась красивая форма. Для «стола справок» выделили отдельное окно, он стал доступнее для посетителей. Бумажные формы записи ликвидировали. Для приёма вызовов организовали call-центр с многоканальным телефоном.
«Все данные о пациентах есть в базе, поэтому мне остаётся только уточнить адрес, - рассказала администратор Марина Зацепина. - Весной мы принимаем до 300 звонков. После обучения с психологом правилам бесконфликтного общения стало проще: знаешь, как направить беседу с родителями в нужное русло».
Внедрение «электронной очереди» позволило увеличить количество пациентов, записывающихся через инфомат и интернет. Время ожидания в очереди регистратуры снизилось до 7-9 мин., в call-центре - до трёх минут.
Существует алгоритм работы врача и медсестры на приёме. В кабинете у каждого из них есть свой монитор для быстрейшего электронного оформления дневника. Специалисты МИС «БАРС» изменили «интерфейс» записи к «узкому» специалисту, она стала доступнее. Усовершенствовали и саму систему «БАРС». Теперь все манипуляции - от направления в стационар до записи на прививку - проводятся в электронном виде.
Результаты - в карту!
В клинико-диагностической лаборатории перераспределили и отремонтировали помещения. Установили сигнальную систему «свободно - занято». Родители стали видеть освободившиеся места в кабинете забора крови. Вновь созданную лабораторную систему подключили к «БАРСу». Как рассказала заведующая лабораторией Елена Степанцева, медработники могут с рабочего места формировать электронное направление на необходимые исследования со штрих-кодом биоматериала. Оно автоматически попадает в компьютерную базу лаборатории, где штрих-код сканируется и по нему идентифицируется пациент. Таким образом, сводятся к минимуму ошибки при проведении исследований и обработке данных. Результаты исследований не теряются. Благодаря внедрению этих процессов, значительно уменьшилось время на технологический цикл получения результатов анализа - с 7 часов 30 мин. до 4 часов 30 мин. Результат автоматически попадает в электронную карту пациента. Врачи-педиатры могут оперативно оценить результаты. На экране видны отклонения от референсных значений: о них сигнализирует красный цвет.
Проект развивается: с сентября поликлиника взяла на себя исследование биохимических анализов со всех детских поликлиник города. Курьер забирает кровь, а результаты отправляют в электронном виде.
В поликлинике появилась удобная навигация. Легко находишь нужный кабинет, сразу видишь расписание. С информацией родителей знакомят и с электронных информационных экранов. Стенды стали яркими, современными.
Кабинеты перераспределили так, чтобы больные и здоровые пациенты не соприкасались. Справки, направления можно выписать в кабинете доврачебной помощи. Врачей избавили от этой рутинной работы. Экстренных больных направляют в кабинет неотложной помощи, который работает в две смены, с 8.00 до 20.00. По словам главной медсестры Натальи Семенюк, в последнее время всё чаще приводят детей с аллергическими реакциями. Малыши реагируют на «мусорную» еду и цветущие растения: сирень, пионы. Врачи советуют вывозить детей на прогулки не в парки, а к морю, где свежий целебный воздух.
Поликлиника обслуживает 13 детсадов и девять школ, организует профосмотры детей. Благодаря чёткой организации процесса время их прохождения уменьшилось с 16 до 10 дней.
Если бы не кадровый дефицит, результаты эксперимента были бы ещё весомее. Все надежды - на приказ о компенсации денежных средств впервые приехавшим в область медработникам, который начал действовать с апреля. Если врачи трудоустраиваются в медучреждениях облцентра, то получают 300 тыс. руб. подъёмных за три года. Выбирают «глубинку» - до 600 тыс. руб. Первые три месяца им компенсируют оплату жилья. Руководство поликлиники надеется, что в следующем учебном году к ним придут «свежие» силы. Условия для работы - превосходные.
На правах рекламы
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.