Пассажиры знают, чем рискуют, выбирая водителя-нелегала. Машина может быть неисправной, а шофёр - усталым или нетрезвым. В случае ДТП с таким водителем на страховые выплаты и претензии рассчитывать не приходится. Однако всё решает цена поездки - у нелегалов она на порядок ниже. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с водителем старейшего таксопарка города Валерием Тимофеевым о том, как легальные таксисты делят рынок с «халтурщиками».
Оставят без колёс
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Кто сейчас идёт в таксисты?
Валерий Тимофеев: - Кого только нет: бывшие моряки, милиционеры, военные пенсионеры, даже уголовники. Многие после основной работы халтурят. Неудивительно, что случаев, когда водители засыпают за рулём, - масса.
Интернет-сервисы, предлагающие услуги нелегального извоза, плодятся, как мухи. Недавно появился ещё один. Проблема - федерального масштаба. Если бы государство хотело, давно её решило бы. В Калининградской области нелегалы заполнили, по ощущениям, около 60% рынка и давят низкими ценами. У нас километр стоит 24 рубля, у них - 10-12 рублей. Мы оплачиваем налоги, медосмотры и техосмотры, чтобы выполнить все требования проверяющих. А нелегалы никому ничего не должны. Только процент диспетчерской.
- Последние годы денег у людей всё меньше, а таксистов всё больше. Как же вы делите стоянки и пассажиров?
- То, что сейчас кризис, особенно заметно по корпоративам. Смотришь, вроде организация не нищая, а человек выходит с початой бутылкой коньяка, забирает домой. Вот и на такси экономят: предпочитают нелегалов.
Не секрет, что во всех городах стоянки поделены. Действуют и официальные договоры, и негласные. На чужую стоянку сунешься – останешься, как минимум, без колёс. Но халтурщики без «колпаков» и «шашечек» стоят везде. У нас, например, договор с аэропортом, официальное место на парковке. А конкуренты ловят пассажиров за рукав прямо в багажном отделении. Соглашаются не все. Умный человек хочет быть уверен, что спокойно доедет.
- Или в том, что забытую в машине вещь вернут. Какие ценные находки у вас были?
- Чаще всего оставляют мобильники. Однажды москвичи дорогой фотоаппарат забыли. Нашли меня через несколько дней, на обратном пути, когда возвращались из Польши. Но самая ценная находка была у одного нашего водителя ещё при СССР: моряк, возвращавшийся из рейса, оставил портфель с деньгами на всю команду.
В поисках нужного адреса
- У потенциальных пассажиров полно претензий и к легальным таксопаркам: например, отказываются брать пассажиров с детьми...
- Правила перевозки детей постоянно меняются, не успеваешь подстраиваться. Сначала ввели бустер (сиденье, которое приподнимает ребёнка), потом - уголок, затем - кресло со спинкой. Но в него далеко не каждый ребёнок поместится. У меня самого старшему 9 лет, а ростом уже меня догоняет. Какое я для него кресло должен покупать? У нас законы придумают, а как потом исполнять - непонятно. Когда из Храброво (аэропорт Калининграда) летали чартеры в Турцию, Египет, было много семей с детьми. Инспекторы во время прибытия рейсов вставали перед шлагбаумами в аэропорту и заглядывали в машины: в кресле ли ребёнок? Было много штрафов. Они за ними в Храброво, как в магазин за хлебом, ходили. Но вообще детей возят на такси, главное - заранее сказать диспетчеру, чтобы прислали машину с креслом.
- А как разобраться, должен таксист грузить багаж, включать кондиционер? Есть ГОСТы?
- Нет, и слава Богу! Всё на усмотрение водителя. Некоторые приезжие начинают гнуть пальцы. Мол, я оплатил услугу, значит, ты меня должен чуть ли не у трапа встретить, подхватить чемодан. Приходится объяснять, что требования завышенные. Но, конечно, если вижу, что человек не справляется - помогу. Как-то диспетчер сообщила, что в гостинице ждёт иностранец, которому надо помочь багаж вынести. Я приехал, там старичок лет 90 и два огромных портфеля. Помог. Денег не требовал, он сам дал. Пожилые немцы часто добавляют сверх тарифа, а молодёжь - нет. Наоборот, специально прикидываются, что по-нашему не понимают, а потом на трассу выезжаешь, а он на чистом русском: «Не торопись, дай природой полюбоваться».
- С таксистами, наверное, часто ведут откровенные разговоры. А что приезжие говорят о Калининградской области?
- Раньше она привлекала машинами, янтарём и рыбой. Сейчас остался один янтарь, но цены такие, что люди задумываются: брать ли? Есть, конечно, помешанные на этом камне. У одного видел телефон, обсыпанный янтарной крошкой. Человек светился от счастья, что такой купил, а мы считаем крошку за отходы. В целом россияне нам завидуют: мол, у вас ещё зелень осталась, на дорогах - иномарки. Значит, не бедствуете. Я молчу про наши зарплаты и тарифы ЖКХ - хоть стреляйся.
Приезжих удивляет и наша система нумерации: один подъезд - один дом. Жалуются, что адрес порой ни с картой, ни с навигатором не найти. Это правда. А многие вообще без табличек с адресом живут: особняк в три этажа, кованый забор, а за 500 рублей табличку повесить не могут. Много новостроек без опознавательных знаков и уличного освещения. Порой приходится просить клиента поморгать светом, потому что непонятно, где искать.
- Работа у вас опасная - случаются нападения на таксистов. Как с этим бороться?
- Лет восемь назад один «товарищ» с обрезом любил съездить с улицы Горького в Балтрайон. Обрез приставлял - деньги требовал. Была ещё банда четверокурсников высшей военной мореходки. Садились в такси с ножом и удавкой. Но о таких случаях давно не слышно. Бороться можно, только предупреждая друг друга. Такая «почта» у нас проходит очень быстро, как и другие новости.