Примерное время чтения: 4 минуты
76

Деньги закатывают в асфальт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2006

ЯМОЧНЫЙ ремонт дорог (некоторые называют этот процесс более интеллигентно - точечный ремонт) - только на первый взгляд дешевле капитального.

ДАВНО известно, что в России вообще, и в Калининграде в частности две беды - дураки и дороги. Местные острословы шутят по поводу ямочного ремонта: "Это когда первая беда пытается улучшить вторую". Но тех, кто им занимается, трудно назвать дураками.

Латаем старое, чтоб не строить новое

НАПРИМЕР, в этом году в конкурсе на право ремонтировать Советский проспект участвовали 44 фирмы, многие из которых из всей техники в своем активе имеют лишь стол и авторучку. Попытаемся разобраться, что вызвало их интерес к дорожным работам.

Начнем с того, что на карте Калининграда сегодня около 835 улиц общей протяженностью почти 480 км. Примерно 18 процентов городских дорог не усовершенствовались с 1945 года. Срочного капремонта требуют не менее 2,4 млн. кв. метров дорожного полотна и на эти работы потребуется ни много, ни мало 1,5 млрд. рублей. Разумеется, в городском бюджете таких денег нет, и приходится использовать технологию ямочного ремонта. Аргумент специалистов-дорожников в пользу точечного ремонта на первый взгляд не вызывает сомнений: он дешевле капитального ремонта примерно в 7-9 раз. Но есть и другие доводы, которые ставят под сомнение экономику такого рода.

Прежде всего, уточним, что бюджетные расходы на ямочный ремонт составляют примерно 1600 рублей на квадратный метр восстановленного дорожного полотна. Много это или мало? Сравним с другой цифрой: строительство (с "нуля") одного километра 6-полосной автострады 1-й категории стоит около 80 млн. рублей, или примерно 2900 рублей за "квадрат" дороги. Как видим, постройка новой дороги обходится всего на 80% дороже ямочного ремонта. Но и эти цифры требуют комментария. Если соблюдать технологические параметры строительства, автострада гарантированно служит 7-8 лет. А дорожное покрытие после ямочного ремонта требует нового "вторжения" уже через 2-3 года. И становится ясно, что с учетом долговременной перспективы дешевле уложить новое дорожное полотно, чем заниматься латанием старого.

У нас "своя" технология

НАДО сказать и о том, что в последние годы в Калининграде опробовано несколько технологий ямочного ремонта: до 2002 года мы закупали массу для производства асфальта в Литве, затем пришёл черед канадского концентрата (так называемый "холодный асфальт", который якобы был дешевле литовского), в 2004 году применялся уже литой асфальтобетон... Думается, что дело не в недостатках того или иного материала, а в том, что калининградские дорожники весьма вольно обращаются с технологией работ. Известно, что главное условие качественной укладки асфальта - сухой участок ремонта. Но, например, в 2005 году муниципальное предприятие "Эдис" начало дорожные работы еще в марте, когда у нас снег и дождь сменяют друг друга. Что касается контроля качества, то и здесь все относительно. Глава Центрального района Калининграда В. Кудрявцев, выступая на комиссии горсовета Калининграда по контролю за использованием бюджетных средств, поднял важную тему о том, что победители конкурса на выполнение муниципальных работ часто заявляют заниженную стоимость контракта. При этом перечень работ, который включается в условия конкурса, как правило, не входит в полном объеме. Да и материалы по ходу работ заменяются на более дешевые, соответственно - на менее качественные. Часто контроль отсутствует даже на последнем этапе выполнения заказа: комиссии принимают работу весьма и весьма поверхностно...

P.S. В 2006 году городским бюджетом предусмотрено выделить на ремонт городских дорог (без учета внебюджетных средств) не менее 60 млн. рублей. Какая доля этих средств будет зарыта в ямы?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно