Тупиковая ветка РФ. Почему российского угля хватает не всем регионам

Ежемесячно в отопительный сезон жители расходуют до 36 тысяч тонн угля. На этот раз угля для Калининградской области не хватило. © / Станислав Ломакин / АиФ

В течение года в РФ резко, более чем два раза, выросли экспортные цены на уголь. Больше всего от этого пострадал самый западный регион РФ - Калининградская область. В причинах этого разбирался журналист «АиФ-Калининград».

   
   

Теряем время и деньги

На отсутствие угля для отопления жители Калининградской области начали жаловаться в начале января .

«А вы в курсе, что люди остались без угля?! В филиале «Балтийской угольной компании», где мы его покупаем, говорят: «Нет и не предвидится!». Мол, китайцы всё скупили, - пожаловался «АиФ» житель города Черняховска Анатолий Зюськов. - Распродают остатки отвратительного качества: одна пыль. Причём, по полной цене. Газового отопления в городе нет, в основном - частные дома. Ветераны, пенсионеры вынуждены брать, что дают. А многие просто разворачиваются. При мне три семьи уехали ни с чем. И такая проблема с ноября. Хорошо, у меня запасы были. Сейчас они кончились. Пришлось перейти на дрова, а они горят, как спички. Если машина дров стоит семь тысяч, то тонна угля – на 2 тысячи дешевле. Когда будет хороший уголь?»

По итогам торгов в этом отопительном сезоне тендеры на поставку чёрного топлива выиграли 8 компаний.

«Нас лихорадит с начала отопительного сезона, - говорит Игорь Когут, руководитель отдела маркетинга компании - основного поставщика угля теплоснабжающим организациям Калининградской области. - Причина в том, что в течение года резко (более чем вдвое) выросли экспортные цены. И наши основные поставщики в Хакассии и на Кузбассе, пользуясь моментом, развернули угольные потоки на экспорт. В основном, всё пошло в Китай, который остановил добычу угля. Большая Россия этого не почувствовала. А вот для нас вагонного парка нет. Причём, если в Тюмень груз можно отправить в обычных вагонах, то Калининграду требуются экспортные. Все они проходят тщательный контроль в Литве.

Кроме того, каждый вагон, отгружаемый в область, должен быть «затаможен». Если раньше оформляли все необходимые документы, а потом грузили, то теперь – наоборот. А расстояние от пункта отгрузки до таможни – до ста километров. Плюс в выходные таможня не работает. В результате теряем время. Да и сам груз идёт две недели. От той же Хакасии до нас – 6, 5 тысяч км. После реформирования РЖД вагонный парк находится в руках частных компаний. Из-за дефицита вагонов наши заявки не выполняются: просим 20 тысяч тонн угля, а нам отправляют 6 тысяч тонн».

Постоянно растёт и стоимость транспортировки угля: с 1 сентября – на 200-250 рублей ежемесячно.    
   

«Ищем других поставщиков, чтобы покрыть дефицит, - объясняет Когут. - В основном, это мелкие компании, которые как раз и отгружают то, на что люди жалуются. Доходит до того, что приходится отказывать жителям».

Вопрос - стратегический

Предельные максимальные розничные цены для населения определяет Служба по государственному регулированию цен и тарифов. Они зависят от сорта сырья – от 5310 до 5405 рублей за тонну. Если сохранится нынешняя тенденция с отпускными ценами, в июле грядёт очередное повышение. Удастся ли без этого обойтись, станет ясно весной.

Однако далеко не все продавцы угля руководствуются регламентированными расценками. Есть те, кто продаёт его дороже, что незаконно.

«Калининградская область - самая тупиковая железнодорожная ветка на карте России. Своевременная доставка к нам топливно-энергетических ресурсов – вопрос стратегический, - говорит Игорь Когут. - Власти региона должны донести это до федералов, чтобы из-за недостатка вагонов не страдали люди. Пока проблемы решают в ручном режиме, но кардинальных подвижек нет».

Понятно, что между выбором: обеспечивать муниципальные контракты (поставлять уголь предприятиям и соцучреждениям) либо обеспечивать население, поставщик всегда выберет первое. Может, пора строить в области свои склады, чтобы запас угля был постоянным?

«Изменение рыночной конъюнктуры на международном угольном рынке, вызванной резким увеличением экспорта угля, не лучшим образом повлияли на общее состояние рынка топливно-энергетических ресурсов на территории Калининградской области, - признают в правительстве региона. – Мы направили руководству ОАО «РЖД» обращение с просьбой об оказании содействия в выделении необходимого вагонного парка для транспортировки угля на территорию региона. К концу января запасы угля для нужд населения полностью удовлетворят спрос».