Последний полет. Как поисковики поднимают сбитые самолеты

Поисковикам приходится работать в непростых условиях. © / Ядвига Латыпова / Из архива отряда «Русь»

Уникальную по своей технологии и исторической важности операцию проводят в Калининградской области поисковики-спецназовцы отряда «Русь»: извлекают из болотистой местности обломки сбитого в войну бомбардировщика Пе-2.

   
   

В прошлом году они подняли из небытия штурмовик Ил-2, уже этим летом их ждет третий самолет. Пока имена погибших членов экипажей неизвестны, их помогут установить архивы.

Подсказка 81-102

В лесу возле поселка Люблино слышны голоса людей, шум экскаватора и рев мощной помпы. Она откачивает воду, чтобы можно было копать: место, где упал самолет, сильно заболочено, фильтры то и дело забиваются илом, а надо достичь глубины 3-4 метров. Именно здесь, по данным аппаратуры, больше всего обломков пикирующего бомбардировщика Пе-2 - многотонной громадины с размахом крыльев 18 метров.

Поисковики надеются найти хотя бы один из двух двигателей. Это упростило бы идентификацию самолета и его экипажа. Пока среди поднятых частей - винта, бронеплиты, переборок, радиостанции, аккумуляторов - нашли только одну «подсказку»: кусок обшивки с цифрами 81-102. По ним и попытаются опознать Пе-2.

На том месте, где в 1945 году упал самолет, сейчас непролазное болото. Фото: АиФ/ Ядвига Латыпова

«Самолет был сбит в феврале-марте 1945 года. Он отбомбился и уже на развороте получил смертельное «ранение». Все произошло очень быстро - летчики не успели воспользоваться парашютами. Останки экипажа могут находиться где-то рядом. Но пока мы нашли только крагу (кирзовое голенище) летчика», - рассказывает командир поискового отряда «Русь» Ассоциации ветеранов спецназа РФ Николай Мартынчик.

После мощного взрыва самолет упал на немецкую позицию, которую только что бомбил. Тогда эта местность была сплошь в блиндажах и окопах - элитная дивизия вермахта «Великая Германия» держала здесь «коридор» для отхода своих частей из Кенигсберга на Пиллау. Чтобы его ликвидировать, немецкие позиции поливали огнем «катюши» и забрасывали бомбами наши самолеты.

На глубине шесть метров

Найденные части самолета Пе-2 войдут в экспозицию музея «Форт № 5». Она  рассказывает о подвиге советских летчиков в боях за Восточную Пруссию. Здесь уже находятся обломки штурмовика Ил-2, который поисковики подняли в октябре прошлого года в Гурьевском районе.

   
   

Тогда работы было больше - самолет лежал на шестиметровой глубине. Ил-2 участвовал в бомбардировке аэродрома подскока люфтваффе в начале 1945 года. Когда его подбили, он имел полтонны бомб, 12 реактивных установок, 2 пушки, 3 пулемета и топливо на обратный путь, потому разлетелся на куски. Обломки разбросало на расстояние до 50 метров.

Взрыв уничтожил экипаж, но поисковикам повезло - они нашли часть двигателя с маркировкой. По ней вышли на Подольский архив. Туда направили официальный запрос. Как только придет ответ, родные героев наконец узнают место их гибели. 

А в июне «Русь» приступит к подъему третьего самолета Ил-2 в Светловском городском округе.

Николай Мартынчик рассказывает, что в боях за Кенигсберг погиб его дядя - разведчик Феликс Мартынчик. Он закрыл собой командира. Николай и его единомышленники из поискового отряда «Русь», в котором девять ветеранов спецназа и участников боевых действий, не понаслышке знают, какие беды приносит война. Для них установить имена героев Великой Победы - дело чести. 

Что еще находили поисковики?
В активе отряда «Русь» не только сбитые самолеты, но и затонувшие корабли - в Балтийске скоро будут поднимать бронекатер проекта 1125. И работы еще много. В торфянике под Черняховском находится советская самоходная артиллерийская установка, в районе посёлка Солнечный могут быть затоплены две «катюши». Найдена немецкая ракетная установка, которую наши солдаты называли «ванюша». «Русь» готова поднять «катюши» и «ванюши», чтобы они стали частью музейной экспозиции, но пока таких предложений не поступало.