Атака Маринеско. Как потопили «Титаник» Третьего рейха

Военный историк Виктор Геманов Почти полвека военный историк, писатель Виктор Геманов собирал материалы о «подводнике № 1» Александре Маринеско. © / Татьяна Остапова / АиФ

Александр Маринеско - одна из самых противоречивых фигур Великой Отечественной войны, вокруг которой до сих пор не стихают споры. В Германии ему до сих пор не могут простить гибели в Балтийском море корабля «Вильгельм Густлоф», считая ее крупнейшей морской катастрофой.

   
   

Почти полвека военный историк, писатель Виктор Геманов собирал материалы о «подводнике № 1». Журналист «АиФ-Калининград» узнал его версию того, что же произошло в ночь на 30 января 1945 года между советской лодкой С-13 и немецким судном. 

Доброе имя

«В 1959 году я окончил Высшие специальные классы офицеров ВМФ, - рассказал Виктор Степанович. - В декабре нас, будущих политработников, собрали в клубе на встречу с выдающимися подводниками Балтики. Герои Советского Союза командир подводной лодки С-7 Сергей Лисин, командир знаменитой 307-й «Щуки» Михаил Калинин рассказали о своих боевых походах и подбитых вражеских лодках. Затем слово предоставили человеку в штатском с единственным орденом на лацкане пиджака. Когда ведущий назвал его, намеренно закашлялся, «съев» фамилию. Он низко поклонился нам и также молча сел, не сказав ни слова. Я подошёл к нему узнать, что за подвиг он совершил. Но тот показал на горло и просипел: «У меня трудная биография» (как выяснилось позже, незадолго ему сделали две операции, он страдал от рака горла и пищевода).

Это был легендарный Александр Маринеско, командир подводной лодки С-13, который 30 января 1945 года потопил «символ» Германии - пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф» на борту которого эвакуировали из Данцига, по разным версиям, от 8 до 10 тысяч человек - не только военнослужащих- подводников, но и женщин, стариков, детей. Спаслись только 1200. Эту «атаку века» назвали «расплатой за войну».

Маринеско узнал о том, кого потопил, только после похода. 6 февраля была очередная победа: на подходе к Данцигской бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штейбен», на борту которого эвакуировали около 3000 солдат и офицеров фашистской Германии. Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, но, видимо, за прежние прегрешения в штабе флота заменили «Золотую Звезду» на Орден Красного Знамени.

В поисках экипажа

Старший лейтенант Геманов решил узнать всё о «подводнике № 1». Молодого человека тогда назначили замполитом на подводную лодку Балтфлота. До этого он служил на эсминцах, спускаться под воду не приходилось. А хотелось воспитывать молодёжь на героических примерах.

С 1962 года Виктор Степанович колесил по всему Советскому Союзу - искал членов экипажа, участвовавших в «атаке века». Из 47 нашёл 44, с каждым беседовал. Все, как один, тепло отзывались о командире. Говорят, Батька был компанейским человеком. Мог отругать за промах в пух и прах, но быстро остывал. Обожал петь, хорошо играл в шахматы, любил классику, особенно «Воскресенье» Толстого. 

   
   
Александр Маринеско с семьей. Фото: АиФ/ Александр Матвеев

«Во время поисков встретил и девятерых «детей лейтенанта Шмидта», пытавшихся приписать себе чужие заслуги, - говорит Германов. – Двое из них не успокаиваются до сих пор».

Образ Героя складывался по крупицам. Судьба Маринеско оказалась исключительно интересна и трагична. Как известно, Маринеско не вышел в боевой поход 2 января из-за того, что закрутил роман с красавицей-шведкой.

«Члены экипажа говорили мне, что похода не должно было быть, - рассказывает исследователь. - Лодка после боевого задания стояла на ремонте в Турку (Финляндия). После торжественного собрания в дивизии личный состав получил фронтовые сто граммов и разошёлся по кубрикам. А командир плавбазы позвал  Маринеско познакомиться с городом. Была новогодняя ночь, шёл снег, откуда-то доносились звуки  музыки. На них и пошли. Там и состоялась романтическая встреча командира с хозяйкой гостиницы-ресторана, у которой он задержался на два дня».

В боевой поход 31 января экипаж уходил с представителем НКВД на борту. Во что бы то ни стало, нужен был успешный бой, и случай представился. Через 4 часа преследования подлодка атаковала «Вильгельм Густлофф». Он затонул за час с небольшим. К. Добсон, Д.Миллер и Р.Пейн написали английскую версию тех событий в произведении «Ночь ужаса». Они сравнили гибель крупнейшей морской катастрофой, заставившей поблекнуть трагедию «Титаника». Ходили легенды, что после этого похода Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом, но историки этого не подтверждают.

О чём спорил с Грассом?

Можно ли считать Героем человека, потопившего корабль с беженцами? У войны своя правда.

«Лайнер шёл под полной светомаскировкой, под военно-морским флагом, под охраной боевых кораблей, - говорит Геманов. - На нём не было красного креста и других опознавательных знаков. Зато присутствовали 24 ствола 88-миллиметровых орудий. Кто виноват, что судно подставили под торпеды? Условия атаки были жесточайшие: шторм, тьма. Я считаю, в условиях войны корабль был законной добычей подводников».

Всё это Виктор Геманов высказал лауреату Нобелевской премии Гюнтеру Грассу,  когда тот в 2004 году приезжал в Калининград. Встреча состоялась в Русско-немецком доме.

«Нашёл в его «Траектории краба», где шла речь о Маринеско, 14 грубейших ошибок, - говорит исследователь. – Довёл писателя до белого каления.  После него выступил командир немецкой подводной лодки, который сказал, что в тех обстоятельствах поступил бы точно также, как Маринеско. Об одном и том же человеке можно судить по-разному. К слову, последние слова, которые Маринеско сказал дочери: «Мне тяжело вспоминать тот период, особенно всё, что связано с Турку».

Всенародный интерес

Всего о знаменитом подводнике Виктор Геманов написал шесть книг. А началось всё со статьи в газете «Страж Балтики», где он был корреспондентом.

«Помню, как на заседание редакции пришёл адмирал Владимир Трибуц, командующий во время войны Балтфлотом, и устроил разнос. Кто из вас писал о Маринеско? Не нужно писать о нём – он пьяница! На что я возразил, что в море подводник никогда не пил. Даже от 100 наркомовских граммов отказывался. На берегу отводил душу, имел право, - вспоминает Геманов. - Несмотря на давление, начальник издательства Андрей Старцев не побоялся: выпустил мою первую книгу о Маринеско «Подвиг С-13». Она сразу же вызвала всенародный интерес. Посыпались письма. Об этой истории много говорили. В 1976 году вышла второе дополненное издание тиражом 50 тысяч экземпляров. После выхода третьей книги в 90-х годах со мной пытались связаться авторы «Ночь ужасна» - просили материалы и фотографии для подготовки своей книги. Но все послания перенаправлялись руководству газеты или в обком партии. А меня «скрывали», «посылали» в командировки. Считаю, англичане наврали с три короба».

О знаменитом подводние Германов написал 6 книг. Фото: АиФ/ Татьяна Остапова

Виктор Геманов видел героя своих трудов и размышлений только раз. В 1963 году тот умер: пошла горлом кровь. Но встречался с его матерью, сестрой и дочерьми. Он был прекрасным отцом. Человек с судьбой, которую не пожелаешь и врагу.

Самый страшный период жизни Маринеско, когда его несправедливо обвинили в хищении социалистической собственности.

«Случилось это в 1950 году, - рассказывает Геманов. - Орденоносца, со скандалом расставшегося с флотом (Авт. 14 сентября 1945 г. командира подлодки отстранили от занимаемой должности «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность»), назначили замдиректором Института переливания крови по хозчасти в Ленинграде. В послевоенном городе тогда было тяжело с топливом, а во дворе института скопилось несколько сотен брикетов торфа. Александр Иванович пришёл к директору с предложением раздать его сотрудникам. Тот согласился. А когда машина повезла торф по последнему адресу, грузовик остановили двое в штатском: мол, откуда топливо? Кто разрешил? Маринеско сослался на разрешение директора, но тот отрёкся от своих слов. Как выяснилось, его друг давно претендовал на хлебную должность. Маринеско судили. Приписали и присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рублей и три прогула. Видел я эту кровать – обычная».

Дали ему три года. Загрузили в эшелон с преступниками и отправили в Находку, где он пробыл в заключении полтора года. Но и там, среди простых людей, его авторитет был непререкаем. Он организовал рыбацкую бригаду и бил трудовые рекорды, за что скостили полтора года. После чего он вернулся в родной город.

«Я поставил целью - вернуть доброе имя герою, - говорит Виктор Геманов. - В 1989 году мы организовали общественную организацию «Комитет Маринеско» и добивались, чтобы Александру Ивановичу посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. В 1990 году это произошло. Набережная в Калининграде носит имя Александра Маринеско. Чтобы установить памятник герою, пришлось обойти 24 инстанции. Собирали по копейке у населения. В 1992 году деньги обесценились. Начали сбор вновь. Помогла Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выделила 360 тысяч рублей. Балтфлот дал 2 тонны меди и 3 тонны чугуна. Сейчас памятники делают за миллионы, а мы умудрились уложиться в 360 тысяч».

Все собранные материалы: 112 уникальных фотографий членов экипажа, переписку с командующим Балтфлотом Трибуцем, членами экипажа С-13, офицерами штаба и дочерьми подводника Татьяной и Элеонорой Геманов решил передать в музей. Среди наиболее ценных  документов – фотографии Маринеско.

По его словам, там наберётся материал ещё ни на одну книгу. Было бы жаль, если он пропадёт.

Последнее письмо Германову пришло накануне нового года. Его автор - единственный оставшийся в живых член экипажа подлодки, ходивший в «атаку века», - Михаил Коробейник. Сейчас ему 93 года. Он благодарил исследователя за то, что тот вернул Батьке доброе имя. 

Справка
Виктор Геманов – профессор БГА РФ, член-корреспондент Российской академии военно-исторических наук, член Союза Российских писателей, Капитан 2 ранга запаса. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова (1954 г.). Командир группы управления артиллерийским огнём главного калибра на эсминце «Ведущий», дивизионный артеллирист бригады десантных кораблей на Тихоокеанском флоте (1954 – 1959), зам. командира подводной лодки по политчасти. Лауреат Всероссийской литературной премии им. А. Невского. Автор книг: «подвиг – С13», «Удар, потрясший рейх», «Подвиг «тринадцатой». Слава и трагедия подводника А. Маринеско», «Александр Маринеско. Книга жизни», «История российского флота», «Витязи морских глубин».