Нет дохода - нет болота. Под Калининградом гибнет памятник природы

Болото не могли потушить почти неделю. © / Иван Марков / АиФ

В Калининградской области почти неделю не могли потушить уникальное болото Целау, сравнимое по ценности с Беловежской пущей. Ежедневно здесь работали более ста военнослужащих, которым помогал вертолёт МЧС, но половина территории всё же выгорела. Близлежащие посёлки и Правдинск заволокло дымом.

   
   

«На болоте Целау жители области массово собирают голубику. Скорее всего, они и спровоцировали пожар, - говорит известный болотовед Максим Напреенко. - Чтобы сохранить для потомков природный комплекс с редкими видами животных и растений, включающий девственное торфяное болото Целау, большой массив первозданного леса, живописные луга и долины четырёх малых рек, необходимо создать заповедник. В этом случае доступ людей будет ограничен, а территория станет охраняемой.

Я вхожу в Общественный экологический совет при правительстве области, мы обсуждаем эту тему постоянно, но дальше слов дело не идёт. Ведь надо договориться с землепользователем - минобороны, обеспечить территорию природоохранными мероприятиями. Работа сложная и неприбыльная. А у нас, если деятельность не приносит дохода, она никому не интересна. Мы с коллегами-экологами уже 20 лет объясняем чиновникам, насколько важно сохранить уникальную экосистему, но получаем одни отписки».

К слову, заповедник сродни тому, о котором мечтает Максим Напреенко, здесь уже был, но до войны. В 1910 году «Целаубрух» стал одной из первых в Европе охраняемых природных территорий. Заповедник мог возродиться в 1994 году, когда Правительство РФ издало соответствующее распоряжение, но военные не захотели отдавать свои земли, а региональные власти не стали настаивать.

И вместо того, чтобы стать центром притяжения экотуристов и зарабатывать деньги, уникальный памятник природы гибнет.

Уязвимая красота

«Многие считают, что болото - это стоялая грязная вода, кочки и камыши, - говорит эколог Владимир Гусев. - Но Целау - это действительно красиво. Единственный в области не тронутый мелиорацией торфяной холм, внутри которого - вода, вырастает за год на 1 мм. По его кромке растут сосны и берёзы, землю устилают мох, трава и кустарник.

Болота очень важны. Они, как губка, накапливают воду, очищают ее, а затем постепенно отдают, подпитывая реки. Часть воды испаряется в атмосферу, создавая определённый микроклимат в регионе. Поскольку в сухую погоду деревья и мох хорошо горят, пожар быстро распространился. Я был там и видел, как его тушили. Техника на болото не зашла - могла провалиться, а что сделают люди с ранцевыми опрыскивателями на спине? Они стали стеной в одной стороне, а огонь - уже в другой. Если бы вертолёт МЧС прилетел сразу, большой беды удалось бы избежать. По моим данным, пожар уничтожил более 1180 из 2500 га территории».

   
   

 

Дикие тропы

Калининградская область - одна из немногих в стране, где нет ни одного заповедника. А вот у соседей природа и охраняется, и зарабатывает. В той же Литве - около 300 парков, заповедников и заказников.

В информационном центре туризма рассказали, что маршрут по Правдинскому району с посещением болота Целау не разрабатывали. Да и опасно это.

«Нормальной дороги к болоту нет, только дикие лесные тропы. Если бы здесь создали заповедник, то появились бы и дороги, и инфраструктура, - говорит и. о. председателя комитета по экономике администрации Правдинского района Наталья Савельева.

А вот в региональной госпрограмме «Туризм» упоминается об уникальной природной экосистеме - болотах Целау, Козьем и Большом Моховом, «способствующих развитию экологического туризма». Однако нет ни слова о том, кто, когда и за какие средства будет этим заниматься. Сейчас внимание властей направлено на создание биосферного курорта на территории природного парка «Виштынецкий». Это обойдётся в 365,5 млн рублей.