Угольный терминал. Есть ли опасность для горожан

Коллаж © / Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Калининградка Ирина Горелик написала Президенту. Из-за ухудшения экологической обстановки женщина просит перенести за черту города угольный терминал на железнодорожной станции Дзержинская-Новая. Под письмом подписались бы и другие жители Московского района облцентра.

   
   

«Лета ждём со страхом»

Дом Ирины Горелик в 200 м от терминала - в пер. Двинском.

«Проблему надо решать сейчас, повторения прошлогоднего лета мы не переживём, - говорит Ирина (на фото). - Это сейчас снег и более-менее чисто, а потеплеет, окна открыть невозможно: чёрная пыль летит во двор. Покрывает плотным слоем овощи на грядках. Есть не рискуем. Взяли ипотеку и купили этот дом, чтобы сын рос на всём натуральном. Кто знал, что в мае откроют терминал?»

У соседки Ирины, Анны Яковлевой, сына замучил астматический кашель. В школу ходит неделю через две. Педиатр изумляется, что случилось с ребёнком.

«Приобрела электронный датчик, который передаёт данные о загрязнении воздуха в режиме онлайн. Буду добиваться правды в суде», - говорит Анна.

Справка
500 тысяч тонн угля в год приходит на терминал

Жители ЖК «Московский дворик» на ул. Дзержинского (от терминала 900 м) тоже такому соседству не рады.

   
   

«Когда в 2017 г. покупали квартиру, застройщик и словом не обмолвился о том, что здесь будет перевалка угля, - рассказывает Елена Зиберт, - всё началось с июня. В квартире повисла завеса гари, запищали датчики дыма. Пришлось снимать натяжные потолки и удалять датчики. После ночи опухали глаза, мучила рвота. Долго искали источник. Думали: горит проводка. Вызывали пожарных: нет очага! У соседей на верхних этажах (мы живём на 8-м) - та же картина. Пошли ночью искать очаг, тогда и обнаружили терминал. Сообщили в МЧС, но утром возгорания уже не было. Задыхались всё лето. Затыкали щели мокрыми тряпками. От чиновников ответ один: «Нормы соблюдаются». Многие жители собираются продавать жильё».

Факты тления угля подтверждают и в горадминистрации.
В сентябре мэрия направила информацию об этом в Роспотребнадзор для принятия мер.

Будет расследование

Управление Роспотребнадзора сообщило «АиФ», что дважды в августе отбирали пробы атмосферного воздуха в зоне влияния терминала. Превышения нормативов содержания загрязняющих веществ не обнаружили. Тем не менее КЖД внесли предостережение о недопустимости нарушения гигиенических требований при организации технологических процессов. В ноябре-декабре прошлого года жители вновь пожаловались в Роспотребнадзор на загрязнение воздуха угольной пылью. Сотрудники Управления фактов горения угольных отвалов не обнаружили.

22 марта вступили в силу новые Правила установления санитарно-защитных зон. Теперь правообладатели объектов капстроительства обязаны провести измерения атмосферного воздуха и определить уровни воздействия на него за контуром объекта. До марта 2019 г. организации должны разработать соответствующие проекты. Это даёт горожанам надежду.

В Управлении сообщили, что запросили в РЖД график работ по погрузке-выгрузке угля. В рамках расследования сотрудники специализированной организации произведут инструментальные замеры атмосферного воздуха во время работ.

«Созданию терминала предшествовала серьёзная подготовительная работа, - сообщил начальник пресс-службы КЖД Александр Першин. - Раньше производственная площадка по перевалке сыпучих грузов находилась недалеко от ул. Муромской. Зная, что объёмы перегрузки угля будут большими, мы выбрали другое, удалённое от застройки место. Заказали госэкспертизы. Независимая специализированная компания и Санкт-Петербургский институт выполнили необходимые исследования и расчёты, в том числе обоснование размеров санитарно-защитной зоны. На основании этого 29 августа 2017 г. выдано санэпидзаключение Федеральной службы по надзору с указанием границ санитарно-защитной зоны.

Переулок Двинской действительно находится ближе всего к границе станции. Регулярно экологическая лаборатория берёт пробы атмосферного воздуха в районе пер. Двинского, ул. Солнечногорской, Ангарской, Лесной. Взвешенных частиц (при допустимых 0,5) выявляют в пять раз меньше: 0,12 и 0,1. Диоксида серы (допустимо 0,5) - 0,025. Азота диоксида (допустимо 0,2) - 0,02.

Мнение
«Мы за развитие железной дороги. Это экономика, рабочие места, - говорит замминистра развития инфраструктуры области Владимир Жовтун. - Но наша твёрдая позиция: все хозяйствующие субъекты должны работать не в ущерб населению. Во втором квартале железная дорога завершит разработку новой санитарно-защитной зоны. Держим вопрос на контроле».

Мы приводим факты. А что приводят жители? Что они болеют. А справки предоставили? Железную дорогу обвиняли в том, что она загрязнила непонятным маслянистым веществом озеро Шенфлиз. Но станция никогда не работала с нефтепродуктами.  Впоследствии Росприроднадзор сделал заключение, что негативного воздействия железной дорогой на окружающую среду не выявлено. Кстати, самым близким к угольной площадке зданием является здание станции. Берите платочек, проведите по стенкам, окнам - чистота. А последний раз их мыли летом. На путях, территории терминала в день проведения выгрузки из вагонов – совершенно белый снег! А это самый объективный показатель. Мы приняли целый комплекс мер, чтобы воздействия не было. Оно в разы меньше, чем допускается нормативами. Если есть беспокойство жителей, предпримем все меры, чтобы его снять. Давно установили защитные экраны. Пылеподавляющие установки ожидаем в этом году».

Смотрите также: