Больше не наливать! Спасет ли область «антипивная» инициатива власти?

Борьба государства с алкоголизацией населения похожа на сказочного дракона. Ему отрубают одну голову, а на её месте вырастает две новых. Ограничение времени продажи алкоголя в Калининградской области привело к тому, что точек по торговле спиртным стало больше.

   
   

Алкомаркет к новоселью

Жители новых микрорайонов жалуются – не успеешь еще ключи от свежекупленных квартир получить, как на первом этаже висит табличка «Открыто» на дверях очередного алкомаркета. Среди арендодателей помещений эта категория арендаторов считается самой надёжной – у алкоторговцев деньги на аренду найдутся всегда, бизнес не простаивает в любой ситуации. В итоге в больших домах на несколько сотен квартир открывается по 3-4 точки одновременно – и магазины, специализирующиеся на торговле элитным алкоголем, и так называемые «наливайки» - точки по продаже пива, где торговля не прекращается день и ночь.

«Желающих пить поздно вечером или ночью не так много, как кажется, - рассказывает продавец пивной точки на Сельме Павел. – Да, иногда бывает, засидится какой-нибудь мужик, есть у нас и несколько постоянных завсегдатаев. Но большинство предпочитает брать пиво с собой. Видимо, пьют дома у телевизора. Нашу точку мы закрываем в 23.00. Держать продавца всю ночь, жечь электричество просто не рентабельно ради нескольких клиентов».

Впрочем, в реальности огромное количество алкомаркетов и «наливаек» в спальных районах не выглядит столь уж безобидно. И в первую очередь потому, что эти точки сложнее контролировать в части соблюдения законодательства – а именно наличия контрафактного алкоголя и продажи спиртного несовершеннолетним.

«Мы 10 лет занимаемся вопросами борьбы с алкоголизацией среди молодёжи. Проводили множество рейдов вместе с полицией. И каждый раз убеждаемся в том, что не нарушают закон только крупные сети, для которых продажа алкоголя – не основной источник дохода. Во всех остальных местах факты нарушений не поддаются подсчёту, - рассказывает руководитель общественной организации «Трезвые поколения» Валерий Нестеров. – Владельцы алкоточек постоянно ищут лазейки, чтобы обойти закон, ставят по паре столов, называют себя барами, торгуют в запрещённое время. Разве будут они заморачиваться на то, чтобы не продавать алкоголь несовершеннолетним? Им вообще плевать. Не просто подросткам пограничного возраста продают – а маленьким детям, говорят только, убери, чтобы было не видно».

Не удивительно, что количество алкомаркетов в жилых зонах растёт, как на дрожжах. Теневая сторона этого бизнеса порой по прибыльности в несколько раз превышает легальную.

   
   

Закрыть? Нет, расширить!

В предвыборный год власти Калининградской области выступили с инициативой ужесточить требования к торговле алкоголем в жилых домах. Соответствующий законопроект разработан в стенах регионального правительства.

Предлагается внести изменения в действующий закон «О розничной продаже алкогольной продукции на территории Калининградской области». Они коснутся требований к минимальной площади зала обслуживания в так называемых «наливайках». Сейчас минимально допустимый размер такой точки – от 20 квадратных метров. В Калининградской области планируется более чем в два раза увеличить минимальную площадь таких заведений: с нынешних 20-ти до 50 квадратных метров.

«Увеличение размера площади зала обслуживания посетителей в первую очередь затронет пивные магазины, расположенные в многоквартирных домах и работающих под видом баров в ночное время. Впрочем, торговые объекты, не соответствующие установленным размерам минимальной площади торгового зала, смогут продолжить деятельность по розничной продаже пива, но исключительно с 11 до 21 часа», – сообщила вице-премьер областного правительства Ирина Сорокина.

О том, насколько пострадает от введения данной меры бизнес «наливаек», ещё планируют обсуждать с бизнес-сообществом региона. По факту же к решению проблемы с доступностью алкоголя в любое время суток это имеет мало отношения.

«Всю многовековую историю России у нас боролись с пьянством. И всё безуспешно. Естественно, шаговая доступность спиртного приводит к увеличению алкоголизации населения, - говорит экс-главный нарколог области, Заслуженный врач РФ Владимир Аменицкий. - При современных обстоятельствах никакими дерективными методами эту агрессивную политику алкомагазинов не остановить. Может быть только один выход – сконцентрировать продажу любого алкоголя в нескольких крупных супермаркетах города. Если его не будет рядом под носом, может, человек лишний раз и откажет себе в повышении градуса. А вообще такие темы нужно публично обсуждать с населением. И если люди выскажутся за то, что мелкие алкомаркеты по городу следует закрыть, значит, нужно под это выстроить законодательство».

Кстати
Хороший опыт по ограничению продаж алкоголя имеется в Швеции. Там нельзя купить алкоголь крепостью выше 3,5% в обычном магазине. Не существует частных алкогольных магазинов. Все они принадлежат государству и никогда не работают по ночам и по воскресеньям. Приобретать алкоголь в Швеции можно с 20 лет.