Вытащила из «болота»
- Все удивляются - зачем я выбрал такую работу: выселять, отбирать, арестовывать, - говорит Виктор Худенко. - Сколько врагов себе нажил. Но ведь благодарных нам не меньше.
К примеру, в Светлогорский отдел судебных приставов, где он работал до повышения, женщина принесла большой торт. Три года с ребёнком мыкалась без квартиры. Местная администрация обязана была выделить ей жильё, но руки не доходили. После вмешательства приставов решение вдруг нашлось: чиновники обменяли муниципальный нежилой фонд на квартиру в Донском и предоставили её женщине. Так что наш герой думает в первую очередь о тех, кому помогли.
Одна из самых важных категорий должников - алиментщики. Большинство не платят бывшим жёнам, потому что нечем: не работают, пьют. Некоторых, правда, удаётся вытащить со дна.
Сложно понять обеспеченных отцов. Эти люди «поют» одну и ту же песню: бывшая жена - мегера, а они жертвы. При этом не замечают, что порой их ребёнку не в чем в школу ходить.
- Вот недавний случай: у мужчины двое детей от первого брака, - говорит Худенко. - Долг перевалил за полмиллиона. Поймали отца в аэропорту - летел с молодой женой в Испанию. Буквально за пять минут весь долг погасил.
Есть такой сорт должников - считают, что они выше закона. Недавно взыскивали незаконно выплаченную самому себе крупную премию с главы района. Чиновник ни в какую не хотел возвращать деньги. Но рассчитался буквально за 10 минут наличными после того, как арестовали один из его дорогих автомобилей.
А сейчас приставы занимаются должником, сбежавшим с деньгами дольщиков и заёмными средствами, взятыми в банке. В общей сложности на нём висит около 150 млн. А он бьёт себя в грудь: «гол, как сокол». И действительно на него ничего не зарегистрировано. Но, как оказалось, в собственности его супруги - обширные земельные участки под Сочи. Приобретал их, видимо, чтобы застраивать.
Изымают у должников не только землю и недвижимость. Однажды Худенко пришлось арестовать четыре тысячи коров: разорился военный совхоз «Светлогорский». Задолженность по зарплате, аренде, электроэнергии была около 100 млн руб.
Сил не рассчитали
Жаль людей, которые влезли в долги, соблазнившись доступными банковскими предложениями. И таких немало.
- Возьмут ипотеку, дорогой автомобиль в кредит. Не справляются. Машина со временем дешевеет, а долг растёт, и пеня набегает, - рассказывает пристав. - Человек берёт новые кредиты, чтобы перекрыть старые, запутывается ещё больше. Зачастую такие люди не могут остановиться, как игроки в казино. А когда подключаются коллекторы, жизнь и вовсе превращается в ад. Вообще, закон запрещает оскорблять людей, разглашать их персональные данные, наносить ущерб имуществу. Это не делает чести банку, нанимающему таких «бандитов». В итоге всё заканчивается плачевно: люди теряют машины, другое имущество. Могут остаться в голых стенах.
Сейчас у приставов много работы, связанной с мигрантами-нелегалами. В своё время у миграционной службы не было помещения для временного содержания мигрантов до их выдворения. Гастарбайтеров отпускали до исполнения решения суда, и те растворялись в толпе. А сейчас их ищут. По адресам регистрации никто из них не живёт, поэтому проводят рейды с полицией и ФМС: прочёсывают стройки, садовые общества. Искали их даже на концерте известного узбекского артиста в ДС «Янтарный». Многие потом возмущались. Но результат есть. Из 35 человек осталось найти тринадцать.
- Нелегалы не так безобидны, как кажутся, - объясняет Худенко. - Были случаи групповых изнасилований в Пионерском, которые совершили как раз они.
Но приставы - люди законопослушные, несмотря на то что зарплата мизерная. У рядового сотрудника - максимум 14,5 тыс. руб. Зато исполнительных производств - минимум по 2,5 тысячи на человека. График напряжённый, работа опасная - бывает, должники угрожают физической расправой. Поэтому в УФССП выдерживает не всякий. Уходят не только из-за маленькой зарплаты. Главная причина - недовольство семьи, ведь на службе - от рассвета до заката. Но, если уж человек почувствовал, что эта работа - его, всё сделает, чтобы остаться. И такие кадры берегут.