Куда исчезли пышные розарии с улиц Калининграда?

   
   

Город-сад совсем зачах

Пенсионерка Ирина ФЁДОРОВА помнит Калининград утопающим в зелени и благоухающим от цветов. И не понимает, почему вдруг всё изменилось.

- Каждую весну скверик за автобусной остановкой «Южный вокзал» через дорогу от ТЦ «Виктория» приводили в порядок, высаживали цветы на клумбе. В этом году о нём забыли, хотя по скверику люди идут к вокзалу, среди них много приезжих. Каким будет их первое впечатление от города? – говорит Ирина Николаевна. – Только после того, как я пожаловалась в горадминистрацию, клумбу засадили простенькими бархатцами. У меня на даче такие же растут. Но я бы постеснялась их высаживать в городе. Куда исчезли с наших улиц розы, рододендроны? Отдыхала в Светлогорске – весь город утопает в цветах. Обидно за Калининград.

Из истории
- В начале двадцатых годов прошлого века в Кёнигсберге начали строить новые кварталы за пределами фортификационного кольца, что способствовало активному развитию города, - говорит заслуженный эколог Российской Федерации Феликс АЛЕКСЕЕВ. -Принцип застройки можно понять и увидеть в посёлке Воздушном или на улице Кутузова. Это были малоэтажные здания со своей зелёной зоной - цветами, кустарниками, деревьями. Ипользовали как местные растения, так и перенесённые. В основном сажали липы, клёны, каштаны, лиственницы, красные дубы. В озеленении использовали рододендроны и магнолии, которые в Калининграде теперь можно увидеть разве что в ботаническом саду. Немцы бережно ухаживали за деревьями - подрезали ветви, формировали кроны и не давали им разрастаться. Материал для посадок брали свой, из местных питомников. Озеленением активно занимался не только сам город, но и жители Кёнигсберга. Горожане помогали идеями, деньгами и делами. На боковых улицах (пример – ул. Красная) разбивались розарии, а в палисадниках — цветники. Сегодня о них напоминают только «золотые шары», которые так любили высаживать немцы. Неудивительно, что Кёнигсберг считался одним из самых зелёных городов Европы. Былое великолепие города-сада мы потеряли. И, чтобы вернуть этот статус, надо многое изменить, начав с посадочного материала. Растения ввозят сейчас в основном из-за границы, и они плохо приживаются. Местные питомники тоже используют импортные растения, которые у нас просто доращивают. Калининграду нужен свой муниципальный питомник! Кроме экономии бюджетных средств и новых рабочих мест это здоровый посадочный материал и возможность влиять на видовой состав местных растений. Также нужны специалисты. Да и отношение самой власти должно измениться. Руководители города постоянно говорят про озеленение Калининграда, но на деле считают это ерундой. У нас есть генеральный план Калининграда, но генерального плана его озеленения нет.

Несколько лет назад у Южного вокзала на двухстах квадратных метрах заложили розарий, но цветы плохо перенесли зиму. Не прижились и магнолии, которые высадили в сквере у памятника Пушкину на ул. Леонова. На этом эксперименты с капризными южными растениями закончились. Сегодня на клумбах растут более устойчивые к условиям городской среды тюльпаны, виолы, бегонии, сальвии, алиссумы, герань... Цветы поступают в город из частных питомников области и из-за границы, как будто Калининград не в состоянии их выращивать сам.

На что фантазии хватило...

Сколько лет об этом говорим, но своего питомника у Калининграда как не было, так и нет, как и хозяйства по озеленению. Обслуживавшее город предприятие «Зеленхоз», у которого были свои теплицы и квалифицированные специалисты, перестало существовать после введения в 2014 году Федерального закона № 44 о госзакупках. После этого подрядчика работ по благоустройству городских территорий стали определять через аукцион.
Преимущество имеет тот подрядчик, который больше всего снизит цену. Потому и страдает городская эстетика: приобретать дорогие и красивые цветы невыгодно. Вместо роз вполне сойдут и бархатцы. Главное — заполучить контракт и «отбить» деньги, которых становится всё меньше и меньше. Если в 2007 году на текущее содержание скверов, парков и зелёных зон город выделил 146 млн руб, то в этом - только 38 млн.

- Город выставляет на аукцион лоты с определённой ценой контракта. Выигравший аукцион
подрядчик берёт на себя все заботы по закупке растений, их видовому составу, содержанию и подсадке, если они погибли или их украли, - говорит ведущий инженер «Калининградской службы заказчика» администрации Калининграда Надежда ГОНЧАРОВА. – Однако нельзя сказать, что его деятельность никем не контролируется. За месяц до начала работ подрядчик оформляет проект летней посадки цветников, который подписывает главный архитектор города. Согласуются и растения, и «картинка» будущей клумбы.

   
   

В отделе архитектуры утверждают и малые формы. Такие, например, как громоздкие трёхмерные конструкции с ампельной геранью на площади Победы. Или устрашающие металлические конструкции «Пчелы» на разворотном кольце по ул. Горной. Как говорится, на что фантазии хватило!

Контракт заключается на год, причём деньги на обустройство клумб и цветников тратятся немалые. Один цветок стоит в среднем 12-15 руб. А высаживают их тысячами. Этой весной в городе распустились около 130 тысяч тюльпанов, в конце мая было высадили 30 тысяч анютиных глазок. В июне их сменили тысячи цинерарий, сальвий, бегоний, тагетисов. В 2012 году в Калининграде высадили 595605 цветов, в 2013 году – 510518, а в этом году – 477554 цветов.

Качество работ подрядчика - вопрос отдельный. В этом году контракт выиграла фирма, которая, как оказалось, ничего в озеленении не смыслит. Компания не выкосила вовремя траву, плохо ухаживала за клумбами, погубив цветы. Что вызвало шквал возмущения и горожан, и властей города. Контракт с ней расторгли, но нерадивые подрядчики могут появиться вновь. Когда работал муниципальный «Зеленхоз», город выглядел намного лучше.

- В ботаническом саду на участке возле фонтанарастут розы, оставшиеся с довоенных времён, - говорит директор Ботанического сада Татьяна ЯКОВЛЕВА. - Эти цветы хорошо растут в наших условиях. Ещё недавно розы украшали улицу Кутузова. Но,чтобы они цвели и благоухали, требуется хороший уход. Розы надо обрезать, поливать, укрывать на зиму. В городе за ними не ухаживали должным образом, вот они и погибли. Чем дороже, привередливее растение, тем больше внимания ему необходимо. И дело тут не только в деньгах. Наши работники, несмотря на мизерные зарплаты в 4800 руб., самоотверженно ухаживали за растениями ботанического сада в аномальную жару, накрывшую недавно наш регион. Днём и ночью поливали растения. И спасли! А вот уберечь их от от воровства не можем - в этом году столкнулись с таким количеством хищений, как в лихие 1990-е годы. Причём посетители сада воруют средь бела дня. В саду один сторож, и в день мимо него проходят до 2-3 тысяч посетителей. Разве за всеми уследишь? Мы даже не обращаемся в полицию - не видим смысла.
 

Смотрите также: