Какой вы видите Россию в 2030 году? Наверняка, у каждого получится своя картина: будет отличаться и палитра красок, и сюжет, и действующие лица. Однако в зрелом обществе эти индивидуальные видения имеют нечто общее - параметры, по которым достигнут консенсус. Какова же базовая модель России? Об этом говорили на первом семинаре Экспертного института социальных исследований, состоявшемся в Калининграде.
Спросят у регионов
На самом деле, этот вопрос не так прост, как кажется. И дело не в том, что сколько людей - столько и мнений. Во-первых, такая модель должна приниматься большинством членов общества, то есть строиться на том, что объединяет людей. Во-вторых, есть чисто методологическая проблема: как выявлять этот образ будущего - исходить из дня сегодняшнего или «работать» над идеальной картиной? Наконец, в-третьих, многое зависит от того, кому задавать вопрос: у политолога, социолога, экономиста или врача, например, набор параметров - что важно для будущего - будет существенно отличаться.
Тем не менее, Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) взялся за разработку такой базовой модели России. Ее там назвали просто - «Россия-2030». Несложно догадаться, что эксперты работают над образом нашей страны, который должен сложиться к 2030 году. Проблему консенсуса решают вовлечением регионов, а в самой дискуссии будут участвовать специалисты самых разных областей, главный критерий - профессионализм и компетентность.
Андрей Шутов, руководитель ЭИСИ, декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, объясняет: «В ноябре 2016 года состоялся второй съезд Российского общества политологов. И в резолюции съезда было предложение о создании площадки для работы экспертов в регионах. Ведь не секрет, что порой региональные эксперты дают очень тонкие и интересные комментарии на федеральную повестку. Так родилась идея провести целую серию семинаров, чтобы выслушать позицию региональных экспертов; привезти экспертов федерального уровня в регионы, чтобы те лучше узнали ситуацию в стране, ведь Москва - это не вся Россия. И, наконец, сформировать некое общее экспертное видение будущего и донести его до власти и институтов гражданского общества и тем самым повлиять на принятие ключевых решений».
Рост миграции и демографии
Серия семинаров стартовала. Причем первый состоялся в Калининграде, в БФУ им. И.Канта.
«Большинство прогнозов, которые сейчас обсуждаются в обществе, основаны на анализе текущей ситуации, разнонаправленных трендов, поэтому в итоге прогнозы краткосрочные, - делится ректор БФУ, доктор политических наук Андрей Клемешев. - ЭИСИ же пошел другим путем. Этот институт хочет сначала «придумать», какой должна быть Россия к 2030 году, а потом разработать сценарий, что нужно сделать, чтобы из сегодняшней ситуации прийти к идеальному будущему. Это называется обратным сценированием. На мой взгляд, это интересный и актуальный проект, поэтому мы с радостью откликнулись на предложение ЭИСИ».
Для разговора в Калининград приехали несколько экспертов из столицы, сотрудники Московского университета. Однако в центре внимания были все же калининградцы: именно они задали векторы обсуждения, очерчивая контуры для следующих семинаров. Так, профессор Геннадий Федоров проанализировал различные демографические прогнозы и констатировал, что общество в 2030 году будет существенно отличаться от нынешнего.
«Прогнозируется положительное сальдо миграции за 15 лет в размере 3-6 млн человек. Изменение общей численности населения варьирует от снижения в размере 4 млн до увеличения на 5 млн человек. Ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 2-6 млн человек. Сильно возрастет доля старших возрастов, увеличится демографическая нагрузка на трудоспособное население. При этом будут нарастать трудности адаптации мигрантов, прибывающих из стран с иными культурами, не основанными на православных ценностях. Это может вызвать нарастание межэтнических противоречий и трудности в формировании национальной общероссийской общности», - считает профессор.
Экономист Ксения Волошенко представила методику, разработанную в БФУ им. И.Канта. Она позволяет оценить последствия принимаемых социально-экономических решений сразу в трех измерениях: рынок, сектор экономики, регион.
«Выработка представлений о будущем образе России до 2030 года и собственно разработка Стратегии РФ требуют четкого понимания, какие могут последовать изменения на уровне регионов в результате выбора новых направлений и траектории развития. Для ответа на этот вопрос необходимо располагать соответствующим инструментарием. Осознавая эту проблему, БФУ им. И. Канта в течение последних трех лет разработано семейство имитационных моделей, позволяющих оценивать влияние решений, в том числе стратегических, различных типов воздействий на территории через анализ изменений на уровне рынков (бизнеса), производств и секторов, интегрируемые в показателях социально-экономического развития региона», - пояснила Ксения Волошенко.
Нужна стратегия
Однако самым долгим получилось обсуждение проблемы, которая стала вызовом в последние годы — идеология. Социологи отметили, что у населения нет запроса на идеологию, но есть потребность в четкой стратегии развития страны. Собравшиеся эксперты усомнились, можно ли строить какую-либо стратегию без идеологической платформы, поэтому все же обсуждали, что нас, россиян, может и должно объединять. В частности, доцент кафедры социологии и психологии политики МГУ Андрей Зверев отметил: «Для выработки единых связывающих общество маркеров можно использовать классические акценты, которые есть во всех учебниках по социологии: личное благополучие, безопасность, стабильность - это, кстати, ключевой маркер, вот почему Владимир Путин настолько долго находится у власти. А также важное для нашей страны понятие - семейные ценности».
Тему продолжил Илья Тарасов, рассказавший о совместном исследовании БФУ и ВолГУ: «Семья остается самым действенным институтом формирования ценностных установок политической активности и гражданской идентичности. Сегодня, как и два десятилетия назад, главным в жизни россияне считают семью и воспитание детей. Подавляющее большинство респондентов называют первостепенными задачами создание хорошей семьи (94%), воспитание детей и обеспечение их будущего (95%)».
Тот же Андрей Шутов призвал обратить внимание и на новый тренд в общественном настроении - запрос на уважение: «Как показывают опросы и активность в соцсетях, у общества сформировалась потребность, чтобы власть уважала людей. Это некое моральное измерение в отношениях власти и общества, которое сейчас меняет характер консенсуса между ними. Появился четкий запрос на справедливость и честность. И это тренды, которые наметились в последние 1,5-2 года».
Обратная связь
Ректор БФУ Андрей Клемешев предложил не останавливаться на текущей ситуации.
«Коллеги, мы порой забываем одну вещь: коммунизм был большим идеологическим, прежде всего, проектом. Вокруг него строилось все остальное, - обратился он к собравшимся. - И сегодня нам нужен такой же большой проект, чтобы собрать в одно целое наше общество. Государство уже обратилось к институту религии как протоидеологии, теперь мы говорим о традиционных ценностях. Но нужно искать дальше, нащупать новый символ, идеологему. Без них все рассыпается».
С этим тезисом никто спорить не стал, вот только никто из экспертов не взялся ответить, каким должен быть этот проект. Зато стало очевидно, что подобные семинары не в Москве, а в регионах очень нужны. Здесь не боятся затрагивать «наивные» вопросы, которые в Москве даже не звучат.
Например, коммуникация: сознание современных россиян весьма мозаично, это смесь из терминов и категорий разных эпох и идеологий, поэтому люди вроде бы используют одни и те же слова, но понимают их совершенно по-разному. Например, для одних «социальная справедливость» — это «уравнитель», а для других - «какие-то близкие стартовые позиции». Аналогичная ситуация с «рыночной экономикой», «сильным государством» и т.д.
«Семинар в Калининграде удался, - подвел итог руководитель ЭИСИ Андрей Шутов. - Впереди нас ждут разные города, разные темы. Список наиболее актуальных тем мы сейчас прорабатываем, чтобы в итоге получить экспертную позицию, полезную для органов государственной власти, да и страны в целом. Мы запроектировали доклады по различным направлениям российской политики, экономики, социальной сферы, сферы межнациональных отношений. Я думаю, что нам удастся создать экспертно-аналитический журнал, который так и будет называться «Россия-2030». Он будет рассылаться в органы власти разного уровня, различные общественные организации, чтобы общество знало позицию экспертов. Для нас чрезвычайно важно, чтобы вот эта связка «экспертное сообщество - общество - государство» работала в формате прямой и обратной связи».