На прошлой неделе на полигоне в поселке Круглово Калининградской области уничтожили вторую в этом году крупную партию санкционных грузов - около 7 тонн фруктов и овощей. Потоки запрещённых к ввозу товаров на границе не иссякают. Конфискуют тоннами, но большая часть всё же попадает на прилавки.
До последнего помидора
Свежие помидоры, груши, клубнику, мяту вывалили на площадку среди мусора и пустили бульдозер. На несколько секунд повеяло запахом клубники с мятой. Продукты, которые везли к нам из Польши, смешали с грязью. Сотрудники Россельхознадзора и таможни сняли процесс на видео и запротоколировали.
«Санкционный груз обнаружили при совместном досмотре с сотрудниками таможни, - рассказала главный госинспектор отдела карантинного и фитосанитарного контроля на госгранице РФ РСН по области Надежда Пименова. - Его везли под прикрытием российских товаров. Выяснилось, что на помидорах, страной происхождения которых, по документам, значился Азербайджан, были наклейки на польском. «Аргентинские» груши были накрыты плёнкой с голландским адресом. А на «египетской» клубнике была испанская маркировка. Против перевозчика возбудили административное дело по двум статьям, ему грозят штрафы - в общей сложности до 400 тысяч рублей».
В надзорных ведомствах говорят, что определить происхождение товара без документов и сертификатов нельзя. Его не смогли бы вернуть производителю, даже если бы захотели - следы запутаны. Гарантировать безопасность такого продукта невозможно: а вдруг он с нитратами или с ГМО?
Покупатели - в минусе
С «санкционкой» расправляются ради защиты экономических интересов страны. И местные производители почувствовали эффект: развивается собственное производство. А вот покупатели «в минусе» - цены растут, выбирать не из чего. По итогам января, регион - лидер по подорожанию продуктов.
«В 2015 - 16 гг. обороты торговли падали, и цены не должны были расти, - говорит бизнес-омбудсмен области Георгий Дыханов. - А они ползли вверх. Отчасти из-за того, что маршруты, по которым везут товары, удлинились. Если бы не санкции и эмбарго, наши цены могли бы быть на 15 - 20% ниже. В долгосрочной перспективе мы помогли производителям. Другое дело, что при таких политических ходах нужно думать, как снизить факторы себестоимости местных товаров: тарифы, административные барьеры, налоги. А у нас всё наоборот».
Отдельная тема - торговые сети, не желающие работать с местными фермерами. Прошлым летом аграрии были вынуждены уничтожать часть урожая - не смогли продать. Поэтому надо поддерживать разные форматы торговли. Нельзя весь рынок отдавать крупным сетям.
Качество любого товара, попавшего на прилавки, контролируют.
«Часто выявляем факты фальсификации молочной продукции, - говорит замначальника отдела Россельхознадзора по области Мария Важенина. - Например, на сливочном масле написано, что оно на 100% из сливок, а на деле в составе - пальмовое масло и другие растительные жиры. То же - с сыром. Занижают массовую долю жира. Такие нарушения в 2016 году выявляли со стороны пяти местных производителей и поставщиков из других областей. В импортном сухом молоке находили превышение содержания антибиотиков».