Калининград принято называть органной столицей России. Хотя данное определение больше применимо к довоенному Кёнигсбергу, где было 224 церковных здания, и в каждом - орган. Тем не менее, самый западный город РФ и сегодня держит третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству инструментов. Истории создания некоторых из них узнал журналист «АиФ-Калининград».
Итальянский темперамент
Имена органных мастеров Кёнигсберга вписаны в историю города. Один из них - Адам Готлоб Каспарини. Его дед был итальянским «строителем органов» и большим любителем слабого пола. Он оставил после себя 14 сыновей от шести женщин, и только одна была его законной супругой. Адам Готлоб Каспарини прожил в Кёнигсберге более 30 лет. Его органы звучали в пяти кирхах Пруссии, в том числе, в Норденбурге (сейчас - посёлок Крылово Правдинского района). Увы, ни один инструмент не уцелел.
В 1718 году случилось судьбоносное событие. Гильдии купцов и пивоваров согласились финансировании строительства большого органа для Кафедрального собора. Создание инструмента поручили Иоганну Мозенгелю.
Особая история – ангелочки на фасаде органа. Сегодня их приводит в движение электроприбор, а в прошлые века вокруг собора по кругу ходила лошадь, в меха нагнетался воздух, и ангелы оживали. Чтобы дети спокойно высиживали службы, им велели следить за ангелочком, чтобы не пропустить, когда зашевелится. Ребятня сидела тихо, как мыши. И чудо происходило.
Однако «спонсоры» небрежно относились к своим обязанностям: деньги от них поступали нерегулярно. Иоганн был вынужден на свои кровные приобретать материалы для органа, что привело его семью на грань нищеты. Зато «король инструментов» получился потрясающим, с глубоким звучанием. Он имел 39 тысяч труб и 78 регистров. Со всех концов Кёнигсберга приезжали жители, чтобы насладиться раскатами органа.
Лучший в Европе
Сегодняшние ангелочки на фасаде - точная копия тех. Как и фасад органа, который наши мастера воссоздали на основе аутентичных фотографий. Каркас отлит в кузнице на Печатной.
Сам инструмент превосходит по мощности довоенный. Органист собора Нотр-Дам де Пари Оливье Латри, выступавший в Кафедральном соборе, отметил, что калининградский орган – лучший из всех, на которых он играл в Европе.
Залог хорошего состояния инструмента – чистота. Примечательно, что «гигиенические» процедуры совершаются при помощи банального пылесоса и набора щёток. А ещё, как рассказала смотритель органа Галина Шашкова, в помещении необходимо поддерживать влажность 40-60%. Отступления от нормы могут погубить инструмент.
Интересно, что Иммануила Канта крестили в Кафедральном соборе под звуки органа. Здесь же приобщался к органному мастерству Эрнст Теодор Гофман. Как заверяет гид-экскурсовод собора Вольдемар Бисс, камеры наблюдения неоднократно фиксировали около органа странные движущиеся фигуры. Может, это тени великих кёнигсбержцев охраняют орган?
Не менее знаменит был орган в кирхе Святого семейства (нынче - концертный зал филармонии). В 1939 году здесь должен был открыться класс органной игры, в который записались восемь мальчиков. Все они стали солдатами Третьего Рейха и погибли. Лишь в 1982 году в кирхе установили новый инструмент.