На польской стороне российско-польской границы кипят протестные страсти. 10 и 11 мая более 300 граждан Польши блокировали пограничные переходы в Голдапе и Гжехотках.
Протестующие перекрыли выезд и въезд на границе, хотя время от времени они всё же пропускали авто.
Против пошлины
Поводом для протестов стали введённые с 6 мая польскими таможенниками новые правила контроля импорта топлива на всех пограничных переходах. Теперь после каждого десятого в течение месяца пересечения российско-польской границы поляки должны будут заплатить таможенную пошлину.
- Если кто-то часто ездит за границу, он должен доказать, что ввозимое топливо не предназначено для торговли, - говорит пресс-секретарь Ольштынской таможенной палаты Рышард ХУДЫ. - Если нас не убедит, мы всё топливо, даже то, что находится в баке машины, будем облагать пошлиной.
С 6 по 10 мая польские таможенники зафиксировали более 1200 случаев "сверхнормативного" ввоза топлива. Речь идёт по меньшей мере о 49 тыс. литрах бензина, вывезенного из Калининградской области.
Для некоторых жителей приграничных районов Польши перепродажа ввезённого из России топлива - хороший способ заработать. Ведь уровень безработицы, например в Варминьско-Мазурском воеводстве, достигает 20%. Легко можно "навариться", учитывая, что в РФ литр бензина в пересчёте на польские деньги стоит 3 злотых, а в Польше - более 5. Поляки контрабандное горючее отрывают с руками за 4 злотых. Среди поклонников российского топлива - разные люди: чаще таксисты, но встречаются врачи, учителя и даже полицейские, покупающие бензин для личного пользования.
На рынок не влияет
Покупка товаров в приграничных поездках актуальна и для калининградцев, которые совсем не против покупок польских продуктов.
- И у нас время от времени возникают идеи ограничить калининградцам возможность ввоза домой польских товаров для личного потребления, - говорит эксперт Георгий ДЫХАНОВ. - Но в случае с бензином хочу напомнить, что здесь речь идёт о подакцизном товаре, который явно перемещается через таможенную границу для последующей коммерческой перепродажи. Что касается опасности для российского рынка вывоза бензина в Польшу, то в тех объёмах, который существует, влияния на внутренние цены нет.
Польские участники протеста на границе имеют свои резоны:
- Непонятна логика таможенников, - недоумевает житель Ольштына Вацлав. - Почему 10 поездок с ввозом 70 л горючего допустимы, а 11-я считается коммерческой, с обязательной уплатой пошлины?
Мнение Томаша ОМАНЬСКИ. - Я из Познани, а работаю в Калининграде более 10 лет. На родину выезжаю не чаще, чем раз в полгода. Меня угнетают очереди на погранпереходах, где приходится простаивать по 5-6 часов. Заторы возникают в основном из-за контрабандистов, которые перевозят бензин, продовольствие, алкоголь, сигареты. На переходе процветает хамство, случаются драки. Считаю, что Россия и Польша вводили режим приграничного обмена для туристов, а не для спекулянтов.
Смотрите также:
- За год число пересечений российско-польской границы сократилось на 38% →
- Польские СМИ: режим МПП с Калининградской областью - в кризисе →
- На границе "открыли ворота" →