Пешком на Камчатку

   
   

24 года назад, 15 февраля 1989 г., Советская Армия вышла с территории Афганистана. Была подведена черта под девятью годами тяжёлой войны.

С декабря 1979 по февраль 1989 года в Афганистан с территории Калининградской области было отправлено более 24 500 человек. Не вернулись домой 84 военнослужащих.

Сегодня в Калининградской области проживают более 3,5 тыс.бывших воинов-"афганцев". Среди них полковник запаса, кавалер трёх орденов Красной Звезды Юрий ФЕДОРИЩЕВ. Кто-то считает его чудаком, который зачем-то взялся обойти пешком всю Россию. А ему просто приносят радость новые места и новые люди.

Старый знакомый

В период афганской кампании Юрий Матвеевич командовал отдельным батальоном обороны авиабазы Баграм. Трижды был ранен. Однажды его бронетранспортёр подорвался на 6-килограммовом фугасе, офицеру перебило руки и ноги, он долго лечился в госпиталях, с трудом начал ходить. С тех пор, кажется, никто не в силах его остановить.

В этом путешествии длиною в жизнь случаются совершенно удивительные встречи.

- Помню, в Афгане мой батальон сменил батальон капитана Лебедя, - вспоминает Федорищев. - Я его упрекнул: "Почему твои люди показывают нам не обстановку, а где у афганцев товар можно дешевле купить?". А он мне: "Ты, майор, зря так, мы две недели, как из рейда вернулись, солдаты натерпелись, не дай Боже. А дней через 10 мы опять в горы уйдём, и кто вернётся - неизвестно."

Через 20 лет в одном из своих походов он снова увидел генерала Александра Лебедя. Федорищев, направляясь в Сибирь, пришёл в Красноярск, где бывший десантник был губернатором края. Местные журналисты написали о путешественнике-"афганце", и Лебедь захотел с ним встретиться. На приёме он сразу же узнал старого знакомого, расспросил, дал из губернаторского фонда немного денег. Это был единственный случай, когда местная власть поддержала путешественника в дороге. Чаще угощали обедом, определяли на ночлег в гостиницу или в военкоматовские покои типа призывного пункта.

Отчего человек с израненными на войне ногами отправляется пешком по России? Не каждый из нас способен без особой подготовки, на личные средства (военную пенсию) преодолеть в общей сложности 32 тыс. километров. Из них 14,5 тыс. - пешком, остальные - на попутках.

- Почему я путешествую? - задумывается Юрий Матвеевич. - Наверное, старт был дан на Камчатке, где я родился. Красивейшее место планеты! Когда поступил в военное училище и мучился от жёстких армейских ограничений, грезил камчатскими просторами. Курсантом, помню, стажировался впарашютно-десантном полку в Амурской области. Предстоял 150-километровый марш-бросок по бездорожью, с выходом на полигон и учениями с боевой стрельбой. Приятного в этом мало, но я светился, предвкушая перемены. Умудрился "набегать" вдвое больше, чем мои солдаты, и добегался. Командир дивизии спросил: "Это кто там с фотоаппаратом - комвзвода или Пржевальский?". В армии, особенно в Афганистане, было не до путешествий, но когда уволился в запас, почти каждый год совершал марш-броски в Среднюю Азию, на Урал и Северный Кавказ... Самое дальнее путешествие - на Камчатку - продолжалось 467 дней. А последнее - через Смоленск и Москву, по местам сражений русской армии с войсками Наполеона. Эти впечатления вошли в "Записки о путешествиях", которые наш герой мечтает опубликовать.

Как живёшь, страна?

Свои марш-броски Юрий Матвеевич приурочивает к памятным датам. В 1989 г., когда СССР завершил вывод войск из Афганистана, он отправился в Среднюю Азию, в 1994 г., в дни Чеченской войны, добрался до Грозного. Встречался с нашими солдатами, офицерами, подбадривал их, рассказывал об афганской кампании. Каждый день пути - новые встречи.

- Одно из самых сильных впечатлений - контраст в уровне жизни российских городов и глубинки, - рассказывает Юрий Федорищев. - В областных, районных центрах люди ещё видят перспективу, а в маленьких посёлках - безнадёга. Однажды в Ленинградской области заночевал в посёлке. Приютила семья стариков. Они ели прошлогоднюю картошку, вместо чая заваривали траву, даже хлеба не было... Дети месяцами не приезжают, автолавку в селе отродясь не видели. Я их накормил из своих запасов, когда уходил - сердце сжималось от жалости. И таких посёлков по России - тысячи.

- За помощью в Ассоциацию воинов-интернационалистов Калининградской области обращаются сотни калининградцев. Среди них немало тех, кто успел повоевать в Чечне. Сейчас их в нашем регионе больше, чем "афганцев": порядка 5 тыс. человек, - беспокоится наш герой. - Далеко не все пользуются положенными льготами, люди нуждаются в лекарствах, реабилитации, жилье. Число этих ребят растёт каждые полгода, когда они возвращаются домой из Чечни.

Федорищев старается помочь этим парням, пытаясь расшевелить неповоротливых чиновников. Те, мягко говоря, правдорубца недолюбливают.

Один из местных столоначальников (сейчас он уже не при делах) посетовал в беседе со мной:

- Вот принёс Федорищев мне план очередного похода. На сей раз - к Северному полюсу. Хочет добраться туда пешком и на собаках. Один. Смету составил. Нужно 14 тысяч долларов на этот подвиг. А я смотрю на него и думаю: "А чтоб тебя на соседней улице трамвай переехал...".

Что тут скажешь? Может, так и надо, чтоб один ходил на край земли, а другой только в свой кабинет и при этом судил о планах преобразования России...

Смотрите также: