Водолазы Западного филиала ГОСАКВАСПАСа сейчас поднимают боеприпасы с немецкой баржи, затонувшей 70 лет назад в 1,5 км от Балтийска (см. "АиФ", N36 от 05.09.12). Только на одной этой посудине - около 9 тыс. снарядов разного калибра. А всего таких опасных объектов - подводных лодок, кораблей, барж - в наших морских водах не меньше 133. Сколько их в реках и озёрах области - никто не считал. Словом, живём на пороховой бочке. Начальник Западного филиала ГОСАКВАСПАСа МЧС РФ Николай ШЕРЕМЕТ обрисовал масштаб проблемы и рассказал, что случится, если её не решать.
От ядов до сокровищ
- Баржа, которую разминируем, находится достаточно близко к берегу, - говорит Шеремет.
- Если сдетонирует, осколки разлетятся на весь Балтийск. Рядом судоходный канал... Кроме того, баржа располагается на небольшой глубине - 15 м - и доступна для "чёрных" дайверов. Здесь есть трюмы, в которые водолазам пока не попасть. Там может быть что угодно: от культурных ценностей до химического оружия...
Водолазы ГОСАКВАСПАСа обследовали 8 затопленных военных объектов у наших берегов. Выяснилось, что 5 из них представляют экологическую опасность. Кроме балтийской баржи, это судно с боезапасом в районе Пионерского, баржа с зенитными снарядами и якорная мина 1914 г. в районе Зеленоградска... Карта расположения подводных потенциально опасных объектов (ППОО), которая имеется в распоряжении Западного филиала ГОСАКВАСПАСа, на сегодня, пожалуй, самая полная. Коллега Николая Шеремета, начальник диспетчерского отдела филиала Юрий Иванов, начал составлять каталог потопленных судов с 1981 года, когда служил офицером оперативного отдела штаба Балтийской военно-морской базы. Во времена "холодной" войны в наши воды активно ходили немецкие подлодки. Немцы использовали затонувшие объекты как прикрытие от наших противолодочных сил... Иванов несколько лет корпел над каталогом, использовал военные архивы. Когда пришёл работать в ГОСАКВАСПАС, оказалось, тут тоже собраны кое-какие материалы о затонувших объектах.
Торпеды вместо рыб
Боеприпасы и суда залегают на глубинах от 10 до 100 м. Есть места, где рыболовы постоянно цепляются за них тралами. В сети вместо рыб частенько попадают торпеды. Металл II мировой ежесекундно разъедает коррозия, боезапас разлагается. Идут химические реакции, последствия которых сейчас не предугадает ни один учёный. В снарядах содержатся токсические вещества (типа белого и красного фосфора). А в судах осталось топливо. Когда сгниют цистерны, произойдёт массовый выброс ГСМ. Может, и были уже такие случаи...
- Нужна программа по плановому подъёму этого опасного "мусора" со дна моря, - уверен Николай Шеремет. - В 2009 г. у нас был подписан трёхлетний договор с правительством области: они взяли на себя финансирование утилизации боеприпасов, которые мы достаём.
Благодаря этому соглашению, в 2009 г. подняли 115 взрывоопасных предметов с баржи под Пионерским. Но в 2010 г. правительство области решило: раз воды федеральные, пусть МЧС РФ выделяет деньги на утилизацию снарядов на берегу. ГОСАКВАСПАС не согласился. Под конец лета 2010-го областной бюджет всё же выделил сумму. В тот год успели поднять 530 снарядов... Потом программа сошла на нет.
- Ждут, когда что-нибудь произойдёт? - возмущается Шеремет. - Случилась "Хромая лошадь" - все кинулись проверять ночные клубы... А у правительства области позиция такая: ну, выделим мы деньги, вытащите вы 3 тыс. снарядов. Что изменится?..
Снаряд у могилы Канта
Ситуация с реками и озёрами - не лучше.
- По большому счёту, Преголю никто не обследовал, - рассуждает Шеремет. - А ведь Кёнигсберг штурмовали и бомбили с воздуха. В реке, наверное, снаряд на снаряде. Когда строили Рыбную биржу, находили боеприпасы... Года 3 назад около могилы Канта дайвер случайно обнаружил большой артснаряд, его подняли. Тут примчался в панике представитель городской администрации: кто разрешал?! Сейчас конец года, деньги на ЧС уже распределены! Мол, бросайте... обратно! Для меня это шок был. Через 8 часов боеприпас всё же вывезли... Наше предложение обследовать Преголю городские власти пока не поддерживают.
В этом году денег на утилизацию боеприпасов с баржи область так и не дала. Работы смогли начать только потому, что МЧС России выделило 1,5 млн руб. на текущий сезон. Перспективы на следующий год пока не просматриваются.
КОММЕНТАРИЙ. Пресс-служба правительства области сообщила: в 2011 г. решено приостановить финансирование из облбюджета утилизации снарядов, так как область не является собственником подводных потенциально опасных объектов (ППОО) в наших водах. Кроме того, МЧС не представило оценку степени риска возникновения ЧС и анализ возможных последствий, а также обязательный для подводных работ проект... О решении сообщили региональному руководству этого ведомства. 17 апреля в адрес губернатора поступило обращение из МЧС России о назначении исполнителей подготовки плана работ по обезвреживанию ППОО совместно со специалистами МЧС. На заседании Комиссии по ЧС в правительстве области в мае 2012 г. решено, что МЧС России должно предоставить губернатору Николаю Цуканову необходимые документы: оценку степени риска возникновения ЧС, обоснование отсутствия обязательного для подводных работ проекта. Информация направлена главе МЧС России В. Пучкову.
Смотрите также:
- Водолазы подняли с затонувшей немецкой баржи в Балтийске 131 боеприпас →
- МЧС продолжит разминировать затонувшую возле Балтийска немецкую баржу →
- С каждым штормом снаряды всё опаснее... →