Откуда корни растут?

   
   

Наша землячка Елена Морозова-Мей недавно вернулась с празднования 200-летия Царскосельского лицея. К этому событию она имеет прямое отношение: Елена Дмитриевна - правнучатая племянница поэта и лицеиста Льва Мея.

Семейный "детектив"

- До 1995 г. жила, как обычный советский человек. Трудилась в экспериментальном цехе, где разрабатывали модели одежды. От бабушки я знала, что мы дворяне, но об этом было принято помалкивать, - говорит она. - Потому что, к примеру, старшего брата моего отца Павла Мея (военный инженер, после революции остался в России обучать красных командиров), несмотря на все заслуги, дважды забирали в "Кресты". Как-то в канун Рождества к ним сильно постучали в дверь. Он подумал, что за ним пришли, и от испуга умер, а это были ряженые...

В 1996 году, когда Елена Дмитриевна уже была на пенсии, к ней обратился пушкиновед Феликс Кичатов. Попросил найти документы о предке - поэту Льву Мею исполнилось 175 лет и было решено организовать вечер памяти. Морозова-Мей подала заявление в Госархив. Позвонили уже через два дня и пригласили прийти.

- Я приехала, на столе папка: "Род Мей"... Когда я её увидела, колени задрожали, так разволновалась, - вспоминает она.

Юбилей прошёл, но наша героиня не успокоилась и развернула целое расследование. За последние 20 лет Елена Дмитриевна собрала документы о своих предках до седьмого колена.

Первым приехал в Россию Иоганн Мей. Работал лейб-медиком при дворе Екатерины II. Он был из остзейских дворян, но императрица пожаловала ему российское дворянство. Его внуки воевали в 1812 г. Старший, Александр, отец поэта Льва Мея, был ранен при Бородино... Его вдова осталась с тремя малыми детьми. Жили очень скромно, но будущего поэта, тем не менее, в 14 лет приняли в элитное заведение - Царскосельский лицей за выдающиеся способности... Интересно, что жена поэта, Софья Григорьевна, была просвещённой женщиной, выпускала журнал "Модный магазин" в Петербурге. А Лев, прослужив какое-то время чиновником, ушёл в свободные художники... На его стихи были написаны либретто опер Римского-Корсакова "Царская невеста" и "Псковитянка".

Дядя поэта, Пётр Мей, прапрадед нашей героини, в 1812-м записался добровольцем в ополчение. А после войны стал директором воспитательного дома. Собирал сирот, определял их в семьи. У самого было 4 детей. Один из них - прадедушка нашей героини, Пётр, женился на княжне Варваре Кропоткиной. У них родилось 8 детей...

Документы, которые Елена Дмитриевна находила в архивах, открывали много интересного в истории семьи, а с середины прошлого века она уже видела эту историю своими глазами.

Чемодан с фотографиями

Шёл 1941 г., отца Елены не взяли на фронт из-за тяжёлого ранения, которое он получил ещё на Финской войне. Из Чернигова, где они жили, шла эвакуация.

- Мама позвонила бабушке, сказала собирать самое ценное. Бабушка и собрала: фото, переписку, - вспоминает Елена Дмитриевна. - Ехали осенью, папа пальто отдал чужим детям, а сам простыл. Рядом ни врачей, ни аптек - он умер... Семью забросило аж на Урал - там бабуля умерла от голода. Мама была убеждённая коммунистка - не принимала дворянское прошлое и, когда увидела, что наша 80-летняя бабушка таскала за собой в чемодане, расплакалась. Зачем волокла эту тяжесть? А я, благодаря бабуле, теперь знаю предков в лицо...

Сейчас Елена Дмитриевна состоит в Российском дворянском собрании. Туда принимают лишь тех, кто подтвердил происхождение документами. Но её сила - не в документах. Женщина уже 20 лет на заслуженном отдыхе, получает грошовую пенсию, а умудряется выглядеть, как голливудская знаменитость на покое. К сожалению, на своём хорошем вкусе и умении шить сейчас она заработать не может - зрение подводит. Живёт в тесной квартирке среди книг и портретов предков. Дружит с Царскосельским лицеем и продолжает распутывать историю своего рода.

Смотрите также: