Русские австрийцы поднимают село

   
   

Первая в нашей области переселенка-соотечест-венница из Австрии Юлия МОШКИНА хочет построить в Озёрском районе экологическую деревню. Пока здесь, в чистом поле почти на границе с Польшей, только фундамент будущего Юлиного дома и море её энтузиазма.

Из Вены - в лес

Чтобы попасть в это место, не обозначенное на карте, журналисты "АиФ" ехали через лес километров пять. Потом легковушку пришлось оставить - дальше дороги не было. Нас встретил муж Юли, Ханс Хэппе, на джипе. Его, коренного австрийца, она уговорила переехать тоже. Перебралась из Вены в калининградскую глубинку и собачка Миди - пёсик пока на русскую речь не реагирует...

Среди деревьев нам попадаются заросшие кустами и мхом фундаменты старых домов. Ханс говорит, что на довоенной карте здесь значилась деревушка Аурасфельд... Наконец, чаща расступается и открывается потрясающий вид на Краснолесье - холмы, поросшие соснами, пожелтевшими осинами и клёнами. Рядом - озеро Плавнинское, в 20 минутах езды - Виштынец. А прямо перед нами - стройка. Мошкины-Хэппе переехали сюда в сентябре. С собой привезли маленький вагончик, в котором сейчас живут, и строительные инструменты. Вокруг - лишь не тронутые цивилизацией просторы, но у Юли в голове совсем другая картина.

- Вот здесь будет стоять дом, и здесь, и там, - показывает она. - В следующем году приедут несколько семей из Германии. Жильё будем строить из экологически чистых материалов по старым немецким технологиям: прочный фундамент и толстые стены из самана... На этих землях нужна хорошая мелиорация. Электро-энергию будем добывать из экологически чистых источников: солнечных батарей, ветряков. У нас уже есть своё электричество от двух солнечных батарей.

Хэппе-Мошкины - сторонники современного течения в сельском хозяйстве, называемого пермакультурой. Она предполагает грамотное сочетание природных компонентов на участке, отказ от химии, "сотрудничество с природой, а не борьбу с ней"...

Юле и Хансу помогают строиться местные жители, тоже переселенцы: Михаил Семёнов перебрался сюда из Риги, а Людмила Петренко - из Бишкека.

- Мы съехались из разных городов, но есть вещь, которая нас объединяет: горим желанием сделать что-то своими руками, не хотим быть просто пассивными обитателями планеты, - говорит Людмила. - Готовы работать круглые сутки. Хотя, признаюсь, нас с Мишей удивила австрийская работоспособность.

У Люды - небольшая конюшня, куда приезжают заниматься дети - инвалиды. А Миша кладёт отличные камины. К энтузиастам уже решили присоединиться 14 российских семей. Активно интересуются поселением и жители Германии и Австрии.

"Место силы"

Мошкина давно мечтала организовать экологическое поселение. Юлия - потомственная травница. Выросла в Сибири, в селе Вороново Томской области, её родители до сих пор живут там. В Вене Юлия была известным человеком - проводила семинары для знахарей. В Австрии она 6 лет пыталась начать строить экодеревню, но не получалось - дорого... Там самый дешёвый гектар земли стоит 30 тыс. евро, в Калининградской области - всего около 30 тыс. руб.! Но прежде чем выбрать место, где сейчас строится дом, она проехала 10 тысяч километров по России, Молдавии и Украине и остановилась на месте бывшей деревушки Аурасфельд.

- Мне безумно понравилось это место, - вспоминает она. - Красиво. Тут же, в поле, жила несколько дней, спала в машине... Здесь её и заприметила Людмила Петренко.

- Проезжаю верхом, смотрю: третий день знакомая картина - поле, посреди - женщина, решила познакомиться, - смеётся Люда.

Ханс, хотя по-русски почти не понимает, кивает головой: земля большая, но если люди должны встретиться - обязательно встретятся.

Юлию пугали российскими бюрократами, но те чиновники, которые встретились ей, охотно помогали. Может, потому, что у неё австрийский паспорт. Семьи переселенцев выкупили паи земли у колхозников: всего примерно 200 га. Хэппе-Мошкины надеются, что к ним присоединятся ещё 30-50 семей: получится по 1-5 гектаров на каждую...

Ханс выглядит счастливым человеком. Сейчас он получает огромное удовольствие от местных натурпродуктов - лесной земляники, малины, грибов, учится из них готовить. Кроме того, на месте будущей деревни есть источник чистой воды. У Юли пока австрийский паспорт, но она собирается сменить его на русский, а её муж хочет получить вид на жительство. Сейчас они с другими переселенцами думают, как назвать будущую деревню.

Аурасфельд переводится на русский, как "место силы", надо выбрать такое название, которое всем было бы по душе, - мечтает Юлия. - Уже следующим летом будем встречать здесь любителей экотуризма из России, Германии, Австрии, а может, и Швейцарии.

Благодарим за помощь в подготовке материала УФМС по Калининградской области.

Смотрите также: