В Калининградском Музее Мирового океана приступили к подготовке уникальной экспозиции, посвящённой морским глубинам. Возможно, она окажется самой большой в России. Корреспондент "АиФ" беседует с одним из её авторов.
- Мы должны сделать невозможное: показать всё, что есть в Мировом океане, - мечтает замдиректора музея Виктор СТРЮК. - Для этого построят здание площадью 6 тыс. кв. м. Уже в ноябре проведут конкурс на лучший проект комплекса. Он, скорее всего, появится на набережной, у подводной лодки. В здании разместится океанариум, предусмотрены даже батискафы, в которых можно будет погрузиться на дно. Аквариумы заселят разнообразными обитателями океана. Здесь же можно будет проводить опыты с водой, воспроизводить природные явления, к примеру, вызвать девятый вал...
Мало кто знает, что Виктор Леонидович, до того, как зажить спокойной жизнью музейного сотрудника, разгадывал тайны Бермудского треугольника, чуть не погиб в Бенине, слышал песни слепых дельфинов в сельве Амазонки... Он 20 лет работал в Институте океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР. На его счету больше полусотни экспедиций. Этот опыт пригодился в музее. Вот лишь несколько из его занимательных историй...
Тайна Бермудского треугольника
Во второй половине 1970-х наш земляк в составе советско-американской экспедиции учёных побывал в р-не Бермудского треугольника. Всерьёз пытались разгадать его тайну. Измеряли течение, состав атмосферы...
- Там пропадают корабли, самолёты, - говорит Стрюк, - одни винят магнитное поле, другие - какие-то завихрения. Но я видел там потрясающую картину: ни ветерка. Вдруг появляется облако и начинает закручивать воду возле нашего "Курчатова". Возникает гигантская воронка (до 30 м шириной), втягивает массы воды и исчезает. И снова ровная гладь. Если бы там была яхта, пропала бы в считанные секунды.
Случались истории и пострашнее. В Бенине учёные случайно оказались на территории воинской части.
- Нас повели в штаб, - вспоминает путешественник. - Что-то там обсудили, вывели нас во двор и поставили к стенке, навели автоматы... Тянули несколько минут, а потом почему-то отпустили. Мы, на ватных ногах, доплелись до советского посольства. Обрадовались, думали воды попросить, очухаться немного. Нас не пустили, мол, ничего не знаем, проходите мимо.
Пираньям - на съедение
На всю жизнь запомнилась экспедиция на Амазонку. В 1983 г. Стрюк с коллегами прошли 2 тыс. км вверх по великой южноамериканской реке. Её ещё называют морем: глубина - до 120 м (на Балтике - всего 70 м), ширина - до 90 км. Гигантские деревья. Ходить по берегу невозможно: всюду переплетённые ветви. Всё, что ползает по земле, несёт опасность, поэтому местные спят в гамаках. Перемещаться можно только по реке. Вода очень мутная, у многих её обитателей нет глаз. Живность диковинная и опасная: пираньи, сомики кандиру, крокодилы...
- Как-то ночью вышел на палубу - и вдруг такой звук, будто женщина плачет. Оказалось, это слепые амазонские дельфины, - вспоминает мой собеседник. - Обычаи у местного населения жутковатые. Пришлось наблюдать, как умершего положили в сетку и отдали на съедение пираньям. Затем кости подняли, разрисовали и в таком виде захоронили.
В Рио-де-Жанейро Виктор, как О. Бендер, хотел войти в белых штанах. Заранее купил их в Калининграде... Пришли в порт, а судно ставят на угольный причал. Пока наш путешественник добрался до города, штаны стали чёрными. Зато увидел стадион Маракана, тогда - самый большой в мире.
- Играли "Фламенго" и "Флуминенсе", ревущие трибуны - незабываемое зрелище, - восхищается учёный. - После матча один из нас купил футболку цветов "Флумененсе", надел и идёт довольный. Чувствую, на нас смотрят косо. Один продавец посоветовал: снимите с него это, пока вас не побили. Выяснилось, что мы забрели в район болельщиков команды "Фламенго". Еле ноги унесли!
Погорели на контрабанде
Во время экспедиций несколько сотрудников остались за границей. - Как-то вечером судно стояло во французском порту, наш человек вылез через иллюминатор в одних плавках, взял с собой только оттиски своих научных статей - и к берегу, - вспоминает Виктор. -А там - огромная набережная, по которой невозможно забраться наверх. Он стал тонуть, кричать. Приехали полицейские, подняли его и вернули нам.
Тогда многие пытались подзаработать на торговле заграничными вещами: плащами, газовыми платками... Однажды весь экипаж НИС "Академик Курчатов" погорел на контрабанде. Всем закрыли визы, кому-то дали условно.
Теперь о приключениях остаётся только вспоминать. К радости супруги, Татьяны, с 1992 г. Виктор работает в Музее Мирового океана. Его коллеги тоже довольны.
Мнение
Ведущий специалист отдела ММО Ольга Максимова: - Виктор Леонидович у нас генератор идей. Он придумал День селёдки: первый произнёс эти слова, а развить идею - уже дело техники. Сейчас это всеми любимый праздник. Вспоминаю, как в 2003-м, когда мы встречали Джеймса Кэмерона, автора легендарного фильма "Титаник", Виктор Леонидович придумал шутку: купили гидрокостюм и нарядили меня в него. И когда Кэмерон осматривал новую выставку и дошёл до раздела, посвящённого Жаку Иву Кусто, появилась я в гидрокостюме... Кэмерон был поражён.
Смотрите также:
- Сотрудники Музея Мирового океана получили медали «За спасение погибавших» →
- Легенда «Витязя». Как ученые из Калининграда нашли новую форму жизни →
- О чем молчит море. Истории выживших в катастрофе траулера «Тукан» →