Кто принимает решение о повышении цены за проезд и на каком основании это делается?
Егор Кочнев, Калининград
Две стороны медали
- Ценообразование на билеты в пригородном сообщении имеет абсолютно прозрачную методику и складывается из двух составляющих, - пояснили нам в пресс-службе РЖД, - Первая - плата за пользование железнодорожной инфраструктурой, её устанавливает Федеральная служба по тарифам. Все приказы и пояснительные материалы ФСТ можно найти на официальном сайте ведомства. Затраты на содержание железнодорожной инфраструктуры (путевого хозяйства) составляют примерно 40-60% тарифа, именно поэтому себестоимость билета на электричку достаточно высока по сравнению с другими видами транспорта.
Вторая составляющая тарифа - затраты пригородной пассажирской компании на перевозку, включающие содержание и обслуживание поездов, оплату услуг депо, сотрудников, билетных касс и т. д. Методика расчёта также разработана ФСТ, и все пояснительные материалы находятся в открытом доступе на сайте ведомства.
Решают регионы
В общественном сознании по-прежнему бытует миф, что тарифы устанавливают РЖД, поэтому и претензии по якобы завышенной цене на билеты предъявляют к железнодорожникам, - комментируют в пресс-службе. - На самом деле РЖД, а теперь и пригородные пассажирские компании ежегодно представляют расчёты экономического обоснования тарифа властям субъекта Федерации. Именно региональная администрация (города Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и т.д.) утверждает итоговый уровень тарифа для населения. Рост железнодорожных тарифов связан с объективными экономическими факторами: индексацией тарифов на электроэнергию, динамикой цен на продукцию металлургических предприятий и т.п. Федеральная служба по тарифам утверждает уровень индексации на год вперёд. В 2011 году общесетевой тариф за пользование инфраструктурой РЖД для пригородных пассажирских компаний был индексирован на 8%. Следует подчеркнуть, что речь идёт только об одной составляющей конечного тарифа - плате за пользование железнодорожной инфраструктурой.
А расценки - разные...
Стоимость проезда для пассажиров во всех регионах определяют местные власти, поэтому уровень индексации конечного тарифа в разных регионах может отличаться. Если смотреть в территориальном разрезе, то утверждение, что тарифы везде растут, неверно. В 2011 году многие регионы вообще не индексировали тарифы на пригородные электрички, оставив их на прежнем уровне (например, Москва и Московская область).
Смотрите также:
- С 1 июня в Калининградской области повышается цена на проезд между городами →
- В Калининграде обсуждают повышение тарифа на проезд до 21-22 рублей →
- Киловатт-час подорожает на 10% →