Двое матросов - Станислав МАРУХИН и Вячеслав СОКОЛОВ пытались разобрать 20-миллиметровый патрон к зенитному пулемёту времён ВОВ ("Эрликон") - он рванул у них в руках.
У первого парня разбита грудная клетка, повреждён глаз, у другого - распорот живот и оторваны три пальца на правой руке... Ребятам оставалось до дембеля чуть больше месяца. Славика ждут в пос. Росляково Мурманской области, Стаса - в Калининграде...
- Матросов доставили в госпиталь Балтийска, - рассказывает главный хирург БФ Сергей ГРИПАСЬ. - Соколова оперировали там. А Марухина отправили в Калининград. Окулисты два часа собирали глаз под микроскопом, потом торакальная бригада оперировала лёгкое. Из него извлекли два крупных осколка, один - из головного мозга...
Медики рассказывают: первое, что сделал Марухин, когда пришёл в сознание, - окликнул друга: "Прости, Сокол..."
Мать Стаса, Наталья Марухина, призналась, что отговаривала сына идти в армию, но он заявил: "Отец служил, и я пойду!"
- Сын с 10 лет ремонтирует машины, - говорит она. - Обожает всякие железяки и мечтает связать своё будущее с автомобилями. Теперь не знаю: получится ли?
Сама Наталья - экономист, муж - мастер по дереву. В семье четверо детей. Марухины недавно переехали в Калининград из Алматы...
Опасные "подснежники"
Сейчас в калининградской земле остаётся ещё около 1,5 млн взрывоопасных предметов, только с начала этого года их обезвредили 116, в том числе 12 авиабомб. На той же Балтийской косе весной снаряды десятками "выходят" из земли, их так и называют: "подснежники". В 2007-м местная дума подготовила законопроект "Об очистке местности от ВОП". Но он прошёл только первое чтение.
- Экс-губернатор Георгий Боос "завернул" эту депутатскую инициативу, - вспоминает экс-вице-спикер облдумы Владимир ВУКОЛОВ. - Уж очень дорого её исполнение.
А между тем ЧП с неразорвавшимися патронами - не редкость и у гражданских, и в частях БФ. Никакая дисциплина и военный режим от этого не спасают. И здесь не всегда дело обходится ранениями, случаются жертвы. К примеру, в 1995 г. в батальоне связи Балтийской военно-морской базы трое срочников разбирали тот же патрон от "Эрликона" в умывальнике. Тогда один матрос погиб, двое были ранены...
За травмы заплатят
Сейчас ЧП на Балтийской косе занимается военно-следственное управление БФ. Но независимо от того, к какому выводу придёт следствие, парням положена компенсация.
- По закону, в зависимости от тяжести травм, им выплатят от 5 до 75 окладов, - говорит менеджер СОАО "ВСК" Владимир ПЕРМИНОВ.