Светловский предприниматель Любовь ГУЗЕНКО - одна из первых, кто открыл бизнес по госпрограмме поддержки малого бизнеса на субсидию в 58800 руб.
С тех пор прошло почти два года, а Любовь Владимировна по-прежнему ездит на старенькой недорогой машине, в соболя и "Прада" не одевается, в общем, не шикует. Но бизнес - производство сувениров - всё более твёрдо "стоит на ногах" и вот-вот начнёт процветать.
Хозяин не давал развернуться
А начиналось всё плохо: развелась с мужем, вернулась в родной Светлый, работала тут и продавцом, и оператором АЗС, хотя по профессии художник-керамист. Когда увидела объявление: требуются художники на местное предприятие, обрадовалась. Но проработать там смогла всего 2 года - не сошлись во взглядах с хозяином.
- У него была такая политика: привёз литовские образцы - и копируйте, - вспоминает Люба. - Я его убеждала: мы лучше можем делать. Он - нет. Не давал развернуться. Тогда я и почувствовала в себе силы делать что-то своё и ушла оттуда. Правда, ещё года два потом лепила лишь "на уровне хобби". Сын Любови Владимировны, Женя, тем временем занимался танцами в местном ДК и как-то захватил с собой мамины работы на гастроли в Польшу. Там на ярмарке прикладников Любина "лепота" разошлась влёт. "Толчок дало именно это, иначе так бы и лепила для себя", - признаётся мастерица. В кризисный 2008-й Люба стала безработной и отправилась в Центр занятости, где ей рассказали о программе поддержки малого бизнеса...
- Те деньги, что дают на открытие дела по госпрограмме - 58800 - не более чем моральная поддержка, - смеётся Любовь Владимировна. - У меня одна печь стоит 150 тыс. руб, хорошо была своя. Гончарный круг - 90 тыс. За аренду подвала запросили 3 тыс. за кв. м. Закупила материалы: глину, глазурь, кисти... Нужны ещё глиносмесительная, раскаточная машины, машина для литья. Все они стоят от 100 тыс. и выше, таких денег пока нет, - работаем руками. Сначала лепила одна, потом сын подключился, нашли двух девочек талантливых - а за каждого принятого работника государство даёт 58800. Одна из девушек вышла замуж за сына, и получился у нас семейный бизнес.
Открылись летом 2008-го, и сразу хорошо пошла торговля в Светлогорске. Но потом точку Гузенко заняли москвичи. Жаловались в УФАС, - без толку, пришлось уйти оттуда. Сейчас семейство отдаёт свою "лепоту" на реализацию в магазины. "В муниципальных тендерах на аренду места не участвуем: там просят 15 тыс. руб. за пустой кусок земли, - возмущается Любовь Владимировна. - Купить место на калининградском рынке тоже не по зубам: на это нужно около 150 тыс. и потом по 6-7 тыс. ежемесячно на разные сборы".
Сделано в Калининграде
Коньковые украшения (фигуры котов, гномов, петухов на кровли) в области не делает никто, кроме Гузенко. Правда, и её мастерской это удаётся с трудом - помещение не позволяет. Навёрстывают малыми формами: плакетки, колокольчики, статуэтки. Перед Новым годом в цене коты и кролики.
- Акрилом (холодные тусклые краски), как китайцы, я не работаю, - рассказывает Гузенко. - Помню, когда трудилась продавцом и разгружали китайские товары, на следующее утро всюду валялись дохлые мухи... Настоящая керамика - это глазури, двойной обжиг. У нас - экологически чистая продукция, в неё вложена душа. Глина всё "чувствует". С ней не поработаешь в плохом настроении: ничего не получится.
Смотрите также:
- Как заставить трактор танцевать? Лучший пахарь - о секретах мастерства →
- Конный завод "Георгенбург": трудные дороги возрождения →
- Не нужно бояться шляпы →