1 августа кинотеатр "Заря" пригласил киноманов на встречу со знаменитым голландским режиссёром Йосом СТЕЛЛИНГОМ. Разумеется, показали его творение - фильм "Стрелочник", один из списка 100 мировых шедевров кино XX века.
Долг платежом красен
Йос Стеллинг как раз в эти дни трудился председателем жюри кинофестиваля "Балтийские дебюты" в Светлогорске, и грех было не воспользоваться таким случаем для проведения творческой встречи.
-Рад, что я здесь, хотя не думал, что когда-нибудь окажусь в этих краях. Я только-только из деревушки на берегу моря, - объяснил он зрителям, имея в виду наш город-курорт федерального значения.
Стеллинг оказался на "Дебютах" в общем-то чудесным образом. Лет пять назад он был членом жюри на Московском международном кинофестивале и случайно сломал свои очки. Что может быть ужаснее участи члена жюри престижного кинофестиваля, который в одночасье стал "инвалидом по зрению"? Его спас непонятно откуда появившийся молодой человек с новыми окулярами. Йос, как это обычно бывает в сказках, сказал ему: "Если я когда-нибудь что-то для тебя смогу сделать, обращайся". Молодым человеком был Леонид ДЕМЧЕНКО, директор кинофестиваля "Балтийские дебюты". Стоит ли говорить, что Леонид воспользовался своим моральным правом напомнить голландскому мэтру о старом долге и попросил его возглавить жюри "Балтийских дебютов". Так Стеллинг попал в Светлогорск...
Разговор с Рембрандтом
Йос признался, что ему, как человеку со стороны, кажется, что у нас, русских, между собой заключена какая-то секретная сделка, единение. И у него такая солидарность вызывает симпатию. Не в пример Западу, где люди разобщёны - деньги всех испортили. Ещё мы понравились голландцу как публика - поэтичная и не лишённая воображения. А ведь произведение на 50% - создание аудитории.
- Как-то я рассматривал иконы в Петербургском музее, и в общем они мне не очень понравились, - постарался объяснить на примере маэстро. - Они все были какие-то плоские. Я спросил у смотрителя: а что вообще такого замечательного в них? И тот объяснил мне, что эмоция - не в произведении. Она - в людях, которые на неё смотрят... И я чувствую, что здесь, в кинозале, есть некая химическая реакция между моим произведением и аудиторией, и этот баланс получается очень естественным.
Для того чтобы возникла нужная химическая реакция, важно правильно подготовиться. К примеру, перед тем как делать фильм "Рембрандт. Портрет 1669", Стеллинг немало времени провёл у этой картины, вгляделся в её детали, проникся аурой полотна. Для этого он приехал в Париж и решил: "Приду смотреть на автопортрет в воскресенье в три часа дня". Он приходил в Лувр в пятницу, в субботу, ходил по залам, но на "Автопортрет" специально не смотрел.
- Я готовился к этому событию, - делится он опытом, - и в воскресенье в три часа дня пришёл, сел, гляжу. И Рембрандт не только смотрел на меня, он ещё со мной разговаривал. В общем, Рембрандт делал то, что обычно делаю и я со зрителем: он заставлял меня продуцировать.
Стеллинг и Хиддинк собирают команды
Йос рассказал зрителям, как решил стать режиссёром. Он вырос в католической школе-интернате для мальчиков. Кино там показывали по воскресеньям. Обычно это были итальянские фильмы, бывали и российские.
- Но всё, что мы видели на экранах, это было не кино, а женщины. Вот тогда я понял, что хочу снимать, - признаётся Стеллинг. И он действительно стал режиссёром, правда, не в русском смысле этого слова. Наши, российские режиссёры - "немного диктаторы, им хочется быть руководителями производства".
-А я люблю работать с людьми, которые вокруг меня и лучше, чем я. Они должны помочь мне быть режиссёром, - объяснил Стеллинг. - Вот вам ещё один голландский пример: Гус ХИДДИНК. Он тоже занимается тем, что собирает людей в единую команду.
Мэтру обычно не нравятся театральные актёры. Они - играют. А кино - это не игра.
- В фильме вообще речь не об актёрах, а о пространстве между ними, - объясняет режиссёр. - Если актёр сидит на стуле и камера показывает, что у стула сломана ножка, как бы артист ни играл, публика будет думать о стуле. Хороший актёр кино об этом знает и понимает, что ему надо со стулом играть. Другими словами, есть северный полюс и южный. Но главное - это что-то, находящееся между ними. Самый простой способ изобразить это в кино - показать то, что возникает между мужчиной и женщиной. Мне нравится вот это напряжение между полюсами. Ведь обычно, когда рассказывают историю любви, говорят о препятствиях, которые на её пути.
Препятствия, по Стеллингу, - это хорошо. Его девиз: "Сделай из препятствия ступеньку".
-Когда вы чего-то хотите в жизни, это значит, вам нужна проблема, - объясняет он. - И когда я создаю фильм, я создаю проблему. Но это также означает, что у меня есть возможность расти.
Смотрите также:
- «Эмоции материальны». Иконописец о том, как превратить искусство в веру →
- Латвийская "Лакрица" и литовский "Монблан" →
- В Заозерье будет парк скульптуры →