10 июня в Светлогорске прошло очередное заседание коллегии таможенного комитета Союзного государства России и Беларуси.
С российской стороны переговоры вёл председатель Федеральной таможенной службы России Андрей БЕЛЬЯМИНОВ, а белорусскую делегацию возглавлял руководитель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр ШПИЛЕВСКИЙ.
По мнению таможенников, это была одна из самых плодотворных коллегий Союзного таможенного комитета. В то же время Андрей Бельяминов признался: "Работе коллегии предшествовала напряжённая работа экспертов, и она была отнюдь не безоблачной - шло тяжёлое сближение позиций". Один из главных вопросов повестки дня - поэтапный перенос таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Союзного государства. Для калининградцев эта проблема особенно актуальна. Наши предприниматели могут рассказать, сколько неудобств и расходов им доставляет сопровождение белорусскими таможенниками товаров, которые вывозятся в Россию через территорию Беларуси. Впрочем, по мнению Александра Шпилевского, сопровождение - вынужденная мера: слишком много ввозимых в Беларусь грузов исчезает бесследно без уплаты таможенных сборов.
Сегодня между таможенниками двух стран проблем не существует. Речь идёт лишь о совершенствовании таможенных технологий. Кстати, и таможенное законодательство двух стран уже унифицировано полностью, в том числе согласно принципам ВТО. И теперь предстоит выполнить поручение президентов обеих стран о переносе таможенной границы на внешнюю границу Союзного государства. Но на этом пути есть определённые препятствия. Например, оказалось, что много проблем находится вне компетенции таможенных служб.
Таможенники отметили, что грузопоток через границу растёт такими темпами, что без современного оснащения справиться с ним будет трудно. Подсчитано: чтобы закрыть союзную таможенную границу, потребуется установить 24 автоматических досмотровых комплекса. Их производят только в Германии, США и Китае. Один такой комплекс немецкого производства стоит 4-5 млн. долларов, а всего автоматизация таможни потребует около одного млрд. долларов. Впрочем, ценовые характеристики для таможенников не главное, приоритет они отдают качеству досмотра транзитных грузов.