Каждый монастырь - это семья, где всех объединяет что-то похожее на родственные чувства. Причём обитатели одного монастыря совсем не похожи на обитателей другого. Атмосфера каждой отдельно взятой святой обители складывается годами.
Женщины, приходя сюда, становятся сначала трудницами, потом послушницами. Некоторые подолгу присматриваются к монастырю, а монастырь - к ним. Одни уходят, другие решаются принять иноческий постриг, а кто-то дорастает и до монахинь.
Игуменья Елисавета, настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря в посёлке Приозёрный Славского района, которому всего 4 года, собирала свою монастырскую семью по крупицам: в Латвии, Германии, "большой" России и Калининградской области. Сейчас в Приозёрном постоянно живут 10 человек: две монахини, включая настоятельницу, три инокини, 6 послушниц, и всегда есть кто-нибудь из паломников - тоже "свои" люди - верующие, которые приезжают сюда помолиться и потрудиться на несколько дней.
Мужчины и женщины питаются порознь
Весной здесь особенно нужны рабочие руки. Правда, если в нагрузку к рабочим рукам ещё и пара любопытных глаз, это может стать препятствием - не пустят и всё тут. Поэтому, если честно представляешься корреспондентом и просишься пожить денёк-другой в святой обители, тебе, скорее всего, откажут. Мне повезло, я получила "добро" побыть один день членом большой монастырской семьи.
Приехала я как раз к обеду в один из дней предпоследней недели Великого поста. Лица у моих новых "родственниц" оказались вовсе не постные, да и меню нескучное: фасолевый суп, плов (без мяса), соленья, кальмары (это не рыба и не мясо, так что в пост разрешаются). На десерт: вкуснейший морковный пирог.
В трапезной - четыре стола: главный - игуменьи, за другим сидят монахини, инокини и послушницы, третий - для паломниц. Четвёртый - для мужчин. Да-да, в женском монастыре имеются и мужчины. Человек пять-шесть. Строители, которые возводят здесь приют и больницу. Мужчины в трапезную приходят после того, как отобедают женщины. Видимого интереса представители этих двух половин человечества здесь друг к другу не проявляют.
- Раз у нас работают строители, матушка разрешила такое послабление, как растительное масло, во все дни, кроме самых строгих: первой и последней недель поста, - объясняет сестра Раиса. - Но у каждого есть право выбора: на столе картошка отдельно, масло отдельно, в салаты тоже масла не добавляю.
"Найду мужа - останусь в миру"
- Я благословила сестёр поститься постом приятным, - заметив моё удивление, поясняет настоятельница. - Пища должна быть вкусной.
Кстати, морковный пирог приготовили паломницы Алла и Анастасия из Германии. Обе - из немецкого города Висбадена. Они - из русских немцев.
- Рада, что наконец здесь, - признаётся Алла, которой на вид нет ещё и сорока. - В Германии всего несколько православных храмов на всю страну. Поэтому вот так вырываешься, отпрашиваешься с работы. Осталась бы здесь навечно, но у меня маленький ребёнок.
Анастасии 21 год. И она сейчас думает, где жить.
- Образование хочу в Германии получить, - рассказывает девушка. - Потом, наверное, сюда перееду. Изучаю языки. Хочу здесь с туристами работать. А они в монастыре будут. 4-й или 5-й раз приезжаю - вижу, как всё меняется, монастырь растёт.
Настя с 16 лет стала интересоваться Россией. Потом стала посещать русскую церковь в своём городе, приняла православие.
- Я ещё пока не ушла из мира, только решаюсь, - объясняет Анастасия. - Если найду мужа достойного, да ещё и православного, то, может быть, останусь в миру. Но пока не нашла.
"Супруг - католик, я - православная"
В этот день в святой обители намечалось событие: иноческий постриг. Постриги, как правило, проходят в монастырях во время поста. Ждали гостей - батюшек Сергия и Гермогена. Поэтому решили приготовить постный "Оливье" с кальмарами. Вот их-то и поручили почистить мне. Остальным раздали другие задания: вскапывать клумбы, гладить бельё...
К постригу готовилась послушница Раиса. Она в монастыре уже 2 года.
- Меня хотели постричь сразу, как я сюда приехала, - рассказывает Раиса, - но Владыка не благословил, потому что перед этим матушка постригла двух инокинь, а они ушли в мир.
В итоге, чтобы священнослужители убедились в серьёзности намерений Раисы, ей пришлось ждать два года.
- Муж - католик, - продолжает сестра Раиса. - Родители - раскольники. И я была старообрядка, работала инженером производственного отдела. Такая каша.
Но вера, которая досталась от родителей, Раисе не пришлась по душе. Пробовала ходить к баптистам, занималась агни-йогой. Всё не то.
- Потом с матушкой встретились - пришла на её проповеди, - вспоминает Раиса. - И впечатление от них меня не отпускало. Стала ходить на них постоянно. А в один прекрасный день матушка приехала (она тогда ещё не была настоятельницей) и говорит: "Всё не то, кроме православия". Мы до этого вместе дошли с ней. Вот тогда и кончились искания.
По ступенькам к монашеству
Двое старших сыновей Раисы - старообрядцы, младший - католик. Но когда пришло время окрестить внучку - решили пойти в православный храм.
- Тогда я в первый раз пришла в собор вместе с внучкой, - вспоминает сестра Раиса. - Исповедалась батюшке, а он схватился за голову: не знаю, говорит, что с тобой делать. Внучку Александру окрестили. Вот мы с ней вместе в один день и стали православными. Сейчас ей 13 лет уже. А мне 60.
- И вот сегодня иноческий постриг (инок - греч. "одинокий" - человек, который принимает постриг, но ещё не даёт монашеских обетов. - Примеч. авт.). Это ещё одна ступенька к монашеству. Какой солдат не мечтает стать генералом! - смеётся Раиса. - Но если серьёзно: в миру сложно соблюсти все 10 заповедей и приблизиться к Богу, вот здесь и спасаемся.
Постриг был назначен на 17.00
- Апостольник, клобук, пояс, ряса, подрясник, тапочки... Где тапочки? - сестра Раиса заметно волновалась.
Со стороны вроде бы всё просто: срезали пару прядей, сложили бережно в кулёчек, облачили в иноческое одеяние, назвали новым именем. Но что переживала в эти минуты сестра Раиса - теперь уже Феодосия?!
После пострига инокине положено провести ночь одной в церкви: читать Псалтырь, Евангелие и не спать...
Часов в девять почти все разошлись по кельям. Кто-то из послушниц ещё молился в домовой церкви. Настоятельница не спала.
- А матушка и не спит почти, - рассказали мне сестры. - Ночами отвечает на письма, пишет картины, стихи и проповеди. Всё это можно приобрести в монастырской лавке. Конечно, монастырь живёт не только с продажи дисков с записями проповедей матушки Елисаветы, хотя они пользуются большой популярностью у верующих. Здесь есть огород и теплица,так что картошкой, помидорами и огурцами монахини себя обеспечивают. Имеется пасека, которую в этом году планируют расширить. Ещё помогают пожертвования. В Пасху, например, на монастырском праздничном столе то, чем жертвуют православные. В прошлом году была даже фаршированная щука.
Я ночевала в монашеской келье: минимум квадратных метров, одно окошко под потолком, кровать, комод и вешалка. Уютно, но не спится. Только начали слипаться глаза, прозвонили подъём. На часах половина пятого. К пяти все обитатели монастыря спешат на утреннюю службу, чтобы и о всех нас помолиться, чтобы не было войны, голода, землетрясений и т. д. К слову, молитва в монастырях читается непрерывно - её передают друг другу, как вахту...
Смотрите также:
- Храм, который построила Надежда. Матушка знает, как сохранить семью и веру →
- Храм, который построила Надежда →
- "Стиляга" - наш земляк →