Рустам Уразаев: "Я за кино, которое лечит "подсознанку"

   
   

В фильме "Родина ждёт" - первом русском шпионском боевике - есть эпизод, снятый в Бухаре: мафиози мастерски дерётся с главным героем. Наверное, многие узнали в сероглазом красавце-каратисте, похожем на Ален Делона, актёра Рустама Уразаева. Он много снимался в советских фильмах о гражданской войне в Средней Азии. На днях непримиримый борец с басмачами побывал в Калининграде.

- Рустам, что вас привело в наш город?

- У нас здесь встреча однокурсников по Ташкентскому художественному училищу. Макс Ибрагимов нас собрал. Для вас он - директор мебельной фабрики, для нас - однокурсник, приятель, друг. Мы не виделись 25 лет, и это здорово, что встретились здесь, потому что я, к примеру, в восторге от Калининграда. Воздух моря, который сразу чувствуешь, как только выходишь с самолёта, зелень на улицах, женщины красивые.

- Вы окончили художественное училище. А как получилось, что стали сниматься в кино?

- Судьба, наверное, так распорядилась. Режиссёру "Узбекфильма" понадобился юный актёр на одну из главных ролей. Отбирали мальчишек по школам, и меня утвердили. Фильм назывался "Эти бесстрашные ребята на гоночных автомобилях" (1974 год). Мне было тогда 14, как настоящий каскадер, я гонял на "Эстонии -15", что оказалось совсем нетрудно после занятий картингом. И с тех пор пошло-поехало. Съёмки на "Узбекфильме", "Таджикфильме", других советских киностудиях, всегда главные роли. Но рисовать страшно любил, поэтому и поступил в художественное училище. Однако во время учёбы продолжал сниматься - предложениями забрасывали. К 20 годам я уже был членом Союза кинематографистов, имел высшую актёрскую категорию. Конечно, какое-то время поработал художником, но потом окончательно ушёл в кино.

- У вас был дружный курс, судя по тому, что через 25 лет вы решили собраться вместе, приехали сюда за сотни километров?

- У нас была не просто дружба, а самое настоящее студенческое братство. Кстати, во многом благодаря Максу Ибрагимову. Удивительный человек. Жил в посёлке, далеко от Ташкента, что он там видел... А рисует великолепно, кроме того, у него редкий талант общения с людьми. Помню в стройотряде, в отдалённом селении, нас окружила местная шантрапа. Назревала драка. И Макс за две минуты ситуацию разрулил, причём без всяких угроз, просто поговорил с ними. Удивительная внутренняя культура у человека. Мы были продвинутыми тогда в 70-е: носили джинсы клёш, длинные волосы. Встречались с друзьями на пятачке, в центре города, где вся диссидентствующая молодёжь собиралась. Отец мне из загранкомандировок (он был дипломатом) привозил хорошие пластинки. Дипёпл, Сантану, Пинк-Флойд, Цеппелин - вот, что мы слушали, и, верите, по сей день наши вкусы не изменились.

- У вас внешние данные для актёра-любовника, а играли вы, судя по всему, роли совсем не для мелодрам.

- Да, это тоже, наверное, выбор судьбы. Я дрался мальчишкой до последней крови, и меня родители в спорт отдали, в пятиборье. Естественно, в фильмах о гражданской войне я для режиссёров просто находкой был: на лошади умел ездить, стрелять с ходу научился - в общем, настоящий красноармеец. В начале 90-х во французском фильме "Век просвещения" режиссёра Умберто Солласа я тоже сыграл эдакого бунтаря. А в последние годы мне предлагают всё больше роли каких-то негодяев, убийц. И, в общем, я занялся режиссёрской работой. Снимаю телесериалы.

- Это же по большей части "мыло"?!

- Да, бразильское "мыло" привлекло в своё время зрителя, и российский предприниматель понял: на этом жанре можно неплохо заработать. Судите сами, у нас самое праймовое, рейтинговое время на ТВ занято сериалами не лучшего качества. Почему-то считается, что есть усреднённый зритель: это женщина 37 лет, домохозяйка с высшим образованием и двумя детьми, она и потребляет эту гадость.

- Так отзываетесь о сериалах, которые снимаете...

- Да я их не смотрю. Мне нравятся такие фильмы, как "Остров", "Возвращение" - они лечат "подсознанку". Люблю и старое немое кино. А сериальную работу я делаю на заказ, и мне, по крайней мере, не стыдно за неё. В Узбекистане я снял три хороших киноленты в этом жанре. Старался насколько возможно продекларировать в них истинные ценности: доброту, порядочность, семью. Телесериал "Потерянный рай" шёл по НТВ, помните? Я сначала был режиссёром второй площадки, а потом фактически стал в нём заменять главного режиссёра. По-моему, неплохая в своём роде работа.

- Почему раньше были такие хорошие сериалы, как "17 мгновений весны", и много замечательных фильмов появлялось, которые могли смотреть и та же домохозяйка, и придирчивый интеллектуал?

- Существовала некая средняя планка для всех фильмов. Сейчас всё разделено: кино для фестиваля, массового проката в кинотеатре, показа по телевизору, "мыло". А раньше существовали худсоветы. Конечно, цензорская сама по себе структура, но в неё попадали культурные, образованные люди. Они и определяли содержательную часть нашего кино. Теперь всё решает продюсер. Он утверждает актёров, режиссёров, сцены. Может запросто взять на главную роль не профессионала, а своего соседа. И пока продюсер "не слезет с пальмы", хороших телесериалов у нас не будет. Но фильмы неплохие уже понемногу появляются. Может быть, это и хорошо, что у каждого из них есть свой зритель.

Смотрите также: