Брошу всё и уйду в монастырь

   
   

- Почему-то многие думают, что в монастырь уходят с горя, - недоумевает матушка Антонина - игуменья монастыря Иконы Божьей Матери "Державной".

- И первые лет 6, когда мы в посёлке Изобильном только появились, прямо наплыв какой-то был людей таких... душевно болящих. Более того, и родители привозили своих девочек с нервными расстройствами. Очень долго приходилось им объяснять, что монастырь - это не приют и не центр реабилитации и уж тем более не психолечебница. Поубавилось сейчас, слава Богу, и романтических натур, которые, начитавшись чего-нибудь, решали, что им непременно нужно в монастырь. Некоторые ищут здесь чуда. Только мне кажется, что все эти ходоки за чудесами - люди, которые на самом деле не верят. Человек к Богу приходит тогда, когда его начинает мучить совесть, - высказывает свою точку зрения матушка Антонина. - Когда он не может обманывать кого-то, злословить за спиной и при этом продолжать жить спокойно, оправдывая себя тем, что, мол, все так делают, жизнь такая. Совесть - это чувство, которое даёт о себе знать, если нарушена душевная гармония.

В миру Антонина - была руководителем хора. Она музыкант с высшим образованием - окончила Ленинградскую консерваторию. О том, что такое гармония, знает не понаслышке.

Весь день в молитвах и заботах

Ещё монастырь - это не дом отдыха. Хотя внешне очень на него похож. Перед жилым корпусом - клумбы с можжевельником, кипарисами, розами. Дорожка от него спускается к спокойному, почти прозрачному пруду (с карпами). На берегу живописные валуны, мостик на другой берег. А дальше - налево - рощица и деревянный домик батюшки Андрея, он ведёт в монастыре службы. Птицы щебечут, не переставая. Направо - храм, а в нём - тишина. (Все это я успела разглядеть, пока матушка Антонина говорила с архитектором о каком-то стропиле, которое, согласно проекту, будет упираться в мауэрлат, про крышу и балки перекрытия. При монастыре строят гостиницу для паломников).

Распорядок дня в монастыре - далеко не курортный. Подъём в 4.30. Весь день в молитвах и работе. Тем не менее самый свободный человек на земле - это монах, считает игуменья Антонина, потому что у него нет материальных привязанностей.

Из сов - в жаворонки

В монастыре живут 10 человек. - Так вышло, что у нас все сестры образованные, - рассказывает о своей "семье" матушка Антонина. - Монахиня Марфа - химик, монахиня Даниила - бухгалтер, послушница Екатерина - филолог, стихи пишет замечательные - издать бы их. Монахиня Михаила - КТИ закончила, монахиня Мария - врач.

Монастырь иконы Божьей Матери Державной в посёлке Изобильное Полесского района существует с десяток лет.

- В "большой" России монастыри более многолюдные - там многовековые традиции православия. А здесь, к сожалению, большое развитие получили секты. Очень много людей уходит туда. Вот у моей дочери подружку свидетели Иеговы увели, - рассказывает послушница Светлана. - Нам говорят, что вы плохо разъяснительную работу ведёте, мало агитируете. Но церковь агитировать не должна, тем более православная.

Светлана закончила музыкальное училище в Пскове. Работала учителем в музыкальной школе.

- Я пришла в церковь - в Никольский собор - петь, когда мне было 36 лет. Только после 40 стала задумываться о вере и смысле жизни. Сейчас мне 55. Второй год живу в монастыре. Слежу за чистотой и порядком в храме, принимаю людей, беседую с ними.

- Сейчас мне жить легче стало, - продолжает Светлана. - Потому что воспринимаю всё как есть. Учусь не гневаться на людей. Поняла вдруг: они действительно не всегда ведают, что творят. Если не могу объяснить человеку, что он не прав, тогда помолюсь за него. Помогает не только мне, но и тому человеку. Он смягчается... Вообще-то я человек городской - в молодости до 12 часов спала. Рано встать было большой проблемой. А здесь - обыкновенная деревенская жизнь. Просыпаемся рано. Но ничего - привыкла.

Натуральное хозяйство

На монастырском подворье 100 кур и две индюшки, 6 коров, 3 телёнка, бык, две пчелиные семьи, сад, огород, теплицы. У каждой женщины своё послушание. Даниила работает в курятнике. Людмила - трудится в коровнике и варит творог. Марфа печёт просфоры и вместе с другими монахинями следит за огородами. Васса - шьёт, вышивает...

- Почти всем обеспечиваем себя сами, - рассказывают в монастыре.

- Только то, чего не вырастишь в огороде, - сахар, крупу, - привозит из города инокиня Ирина (она водит машину) или жертвуют гости, паломники.

"Остров" смотрели много раз

Инокиня Ирина встретит в монастыре иконы Божьей Матери "Державной" уже третью Пасху. Сразу же после школы поступила в Смоленскую духовную семинарию. Регент церковного хора по образованию. Слушать любит... тишину.

- Просматриваю газеты, - рассказывает Ирина. - книжки читаю. Иногда по воскресеньям мы фильмы смотрим - у нас небольшая видеотека. Вот недавно "Остров" посмотрели. Кто по два, кто по три раза. Мамонов - молодец, искренне сыграл. "Один этот фильм может сделать больше, чем всё священство калининградское" - это мнение одного нашего авторитетного церковного деятеля. Я с ним согласна.

В это время мы пьём чай с вареньем и печеньем. Варенье своё, печенье привозное. А на ступеньках в трапезную развалился старейший монастырский кот Игумен - делает вид, что нас слушает.

Пасха

- Пасха - это не государственный праздник или торжественная дата. это событие каждого человека, то, что происходит лично в нас. Наше собственное воскресение происходит в том случае, если мы смогли во время поста победить в себе хотя бы небольшую часть зла, - рассказывают в монастыре. - Перед праздником, как и все, красим яйца, печём куличи, пироги, готовим творожные пасхи. Воскресным утром, после литургии и Крестного хода, идём смотреть, как встаёт солнце, - оно в это утро играет. Но не это главное. Главное - внутри - радость от того, что Христос воскрес. Мы к этому событию целый год идём через все праздники, все искушения, посты. В Светлое Христово Воскресение к нам в Изобильное приезжает много гостей.

Смотрите также: