Последний рейс

   
   

Наступившему году суждено стать печально юбилейным для целого ряда крупных морских катастроф.

Но если 95-летие гибели "Титаника" будет отмечено в апреле с подобающей помпой, то другие скорбные даты остаются как бы в тени. Между тем трагедия, случившаяся 28 февраля 1967 года в проливе Скагеррак и унёсшая жизни 58 калининградских рыбаков, в своё время потрясла страну.

На пороге беды

В свой последний рейс рыболовный морозильный траулер "Тукан" отправился из калининградского рыбного порта 25 февраля. Экипажу под руководством 32-летнего капитана Юрия Храмцова предстояло выдвинуться в район Джорджес-банки, а затем переместиться в центральную Атлантику. 27 февраля траулер достиг датских проливов. Получив штормовое предупреждение, капитан дал указание задраить все люки. К сожалению, это распоряжение не было проконтролировано вахтенным помощником И.Гуцуляком. Идя с подветренной стороны, "Тукан" до поры до времени не испытывал всей мощи ударов стихии.

Около 2.30 на траулере ощутили сотрясение корпуса. Находившиеся в кубриках и каютах моряки восприняли его как следствие удара волны. Уже через пять минут в туннеле появилась вода. Выяснилось, что она поступает из арматурного помещения. Сквозь широкие щели, предназначенные для приёма рыбы, внутрь судна бурным потоком вливалась морская вода.

Известие о поступлении воды достигло кормового кубрика, где шесть свободных от вахт матросов заканчивали праздничный ужин в честь дня рождения одного из товарищей. Для них это стало полной неожиданностью, так как тревога по судну не была объявлена. Выскочив на верхнюю палубу, люди столкнулись со старпомом, который объяснил им, что "ничего страшного не происходит".

Упущенный шанс

Судя по материалам следственной комиссии, созданной приказом Минрыбхоза три дня спустя, никакой паники на "Тукане" не наблюдалось. К штормам нашим мореходам действительно не привыкать. Многолетний опыт сыграл с моряками злую шутку. Никто, по-видимому, не верил, что современный траулер, оснащённый универсальным спасательным оборудованием, может пойти ко дну.

К 4 часам скорость ветра достигла предельной силы. Огромные ледяные валы беспрерывно обрушивались на корабль, всё чаще захлестывая его погрузившуюся в море корму.

В этот момент судьба, казалось бы, улыбнулась "Тукану". Его курс пересекся с курсом следовавшей на Ригу советской плавбазы "Вилис Лацис". Но... вместо незамедлительного обращения за помощью капитан Храмцов изменил курс и разошёлся с ней. Более того, заподозрившему неладное капитану "Лациса" Л.Онучину "Тукан" не ответил ни на радио, ни на светограмму. Впоследствии никто из уцелевших членов команды "Тукана" не смог однозначно объяснить логику этого поступка.

Смертельная схватка

Примерно в 4.30 старший помощник "Тукана" дал команду по судовой трансляции: "Всем надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу". Тогда же капитан дал команду "лево на борт" с целью приблизиться к берегу - вероятно, для того, чтобы выброситься на мель.

В силу ещё одной необъяснимой причины сигнал бедствия с "Тукана" был подан, когда судно уже фактически погибло. Его отправил радист В.Ефимов в 4.43, стоя по щиколотку в воде. Ещё через несколько секунд радиостанция "Тукана" навсегда замолчала: в рубку ворвалась вода. Сам же радист, судя по всему, так и не успел покинуть радиорубку.

Предпочли не расставаться со своим кораблём капитан Храмцов и старпом Сафонов. На боевом посту погиб стармех Кузуб. Когда вода в машинном отделении дошла до плеч, сам он отдал приказ подчинённым выбираться наверх. Эти мгновения остались в памяти 3-го механика Николая Золотарёва: по трапу с верхней палубы уже широким потоком низвергалась вода, свет вдруг погас, и лишь лампочки аварийных "маячков" тускло разряжали кромешную тьму. Под ледяным душем, Николаю и его товарищам удалось пробраться на палубу. Выступавшая ещё над поверхностью часть траулера погрузилась в полумрак. В 4.50 судно, к ужасу сгрудившихся на палубе людей, ушло под воду кормой вниз. Сомкнувшиеся волны тут же разметали рыбаков в разные стороны. Некоторые успели вцепиться в спасательный плот...

Сигнал "SOS" был принят береговыми радиостанциями и несколькими судами. Ближайшим оказался "Вилис Лацис". Теперь капитан Онучин был уверен, что сигнал поступил с того траулера, мимо которого они проходили недавно. Смущали его только неверно указанные координаты. Тем не менее уже в шесть часов прибывшая к месту аварии плавбаза приступила к поиску. В 7 часов с днища перевернутой спасательной шлюпки были подняты десять туканцев. Ещё спустя час на борт "Лациса" подняли 11 человек со спасательного плота. К утру шторм начал ослабевать, но сильное волнение, а также температура морской воды в 5-6 градусов практически не оставляли надежд на спасение остальных членов экипажа. Однако рижане упорно продолжали поиски - и, как оказалось, не напрасно. В десятом часу утра со второго спасательного плотика был снят ещё один туканец. К сожалению, спустя несколько часов он скончался от переохлаждения в лазарете.

В течение следующего дня прочёсывавшие место трагедии иностранные суда и вертолеты ВВС Дании извлекли с поверхности моря 47 тел погибших моряков. Десять так и остались погребёнными в море.

Огласке не подлежит?

Для выяснения обстоятельств трагедии приказом министра рыбного хозяйства СССР была создана следственная комиссия во главе с заместителем министра Н.Горюновым. Согласно предварительному заключению, непосредственной причиной гибели судна явилось "поступление воды через отверстия, образовавшиеся вследствие нарушения люковых закрытий кормовой части палубы, что повлекло затопление двух соединённых сточной системой отсеков". В качестве способствующих факторов были названы "недостаточное использование имевшихся на судне спасательных средств, а также несвоевременное обращение за помощью". Комиссия, кроме того, констатировала наличие серьёзных недостатков в эксплуатации флота, слабый контроль за исполнением приказов со стороны управления "Запрыбы" и КБТФ.

Однако некоторые выводы разглашению не подлежали. Очень скоро они обросли всевозможными домыслами, составив основу дошедшей до нас легенды о другой, "неофициальной" версии гибели "Тукана". Действительно, комиссией было установлено, что несколько членов экипажа, в том числе старпом и старший механик, в ту роковую ночь находились в нетрезвом состоянии.

Впрочем, к этой версии многие изначально относились скептически. Например, уже упоминавшийся механик Золотарёв утверждает, что ни о каком повальном пьянстве не может быть и речи. Хотя бы потому, что судно только что вышло из ремонта, экипаж набирался в спешном порядке из резерва, и в этой сборной "солянке" друг друга мало кто знал. Зато у механика есть другой вариант ответов на вопросы.

- Незадолго до отплытия на борт РТМ погрузили четыре контейнера - как говорили, с оборудованием, предназначенным для секретного советского объекта на Кубе, - вспоминает Золотарёв. - Их сопровождением занимался тралмастер К., которого все считали переодетым "особистом". Во время шторма в Скагерраке один из контейнеров сорвался с креплений и ударился о слип, чем привёл его в открытое положение. Очевидно, в это время на "Тукане" и почувствовали сотрясение корпуса, которое стало для корабля роковым.

О загадочных контейнерах вспоминал и другой член экипажа - В. Мезенцев, умерший весной прошлого года. Можно, конечно, по-разному относиться к этим разноречивым свидетельствам. Но, если принять их во внимание, многие загадки "Тукана" начинают проявлять реальные очертания.

Итак, Карибский кризис едва миновал. Однако противостояние великих держав продолжается. Оборудование и техника для Кубы по-прежнему доставляется исключительно "гражданскими" судами. И тогда всё выстраивается в логическую цепочку: и чрезмерная поспешность при отправке "Тукана" в рейс, и злополучные контейнеры, и сопровождавший судно до проливов натовский эсминец, и заведомо ошибочные координаты с просьбой о помощи, и само промедление с этой просьбой... Кстати, при расследовании обстоятельств катастрофы капитану Онучину пытались поставить в вину именно то, что он повёл плавбазу не в указанную точку, а туда, где он видел гибнущее судно. После многочисленных разбирательств нелепое обвинение сняли.

Стоит поразмыслить и над тем фактом, что вскоре после состоявшегося решения Минрыбхоза о подъёме "Тукана" Совет министров принял решение об объявлении лежащего на мелководье корабля коллективной могилой - то есть, согласно международным правилам, объектом, закрытым для поисковых работ.

Смотрите также: