Примерное время чтения: 7 минут
3489

О чем молчит море. Истории выживших в катастрофе траулера «Тукан»

Макет траулера «Тукан». В 1967 году судно легло на дно Балтийского моря.
Макет траулера «Тукан». В 1967 году судно легло на дно Балтийского моря. / Станислав Ломакин / АиФ

50 лет назад в проливе Скагеррак, соединяющим Балтийское и Северное моря, во время шторма затонул калининградский рыболовный траулер «Тукан». Эта трагедия стала самой масштабной по количеству жертв за всю историю калининградского флота - в ту ночь погибло 57 человек. Тела десятерых так и не нашли.

Секретный груз?

На центральном кладбище Калининграда похоронено 47 моряков «Тукана». Десять могил тех, кто навечно остался на морском дне, остались пустыми. Среди них и 32-летний капитан Николай Храмцов, который, осознав, что случилось непоправимое, не покинул корабль.

Гибель траулера произошла из-за затопления двух смежных отсеков - рыбомучной установки и рыбного цеха, откуда вода быстро распространилась по другим помещениям. Это всё, что удалось выяснить тогда специальной комиссии. Но ходило множество слухов. Говорили, что судно повредил один из сдвинувшихся с места контейнеров с секретным грузом, который «Тукан» якобы вёз на Кубу. По другой версии, корабль столкнулся с подлодкой. Как бы там ни было, судовые документы погибли вместе с кораблём. Истинную причину гибели «Тукана» хранит море. Но живы участники этих событий.

Архивный снимок. «Тукану» было всего пять лет, но судну не везло с самого начала.
Архивный снимок. «Тукану» было всего пять лет, но судну не везло с самого начала. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

В свой шестой промысловый рейс РТМ «Тукан» вышел 25 февраля 1967 года. А до этого был  плановый ремонт. За 10 дней до завершения работ траулер отправился на ходовые испытания в море. Судно еще двигалось по морскому каналу, когда возникли неполадки. Потребовалось снизить скорость, однако вместо самого малого хода почему-то включился задний, «Тукан» развернуло. Он словно не желал покидать родной порт. Многие тогда посчитали это плохой приметой.

28 февраля, около 2.30, экипаж почувствовал, как сотрясается корпус судна. Вода появилась в туннеле гребного вала. Сигнал SOS в эфир передали лишь в 4 часа 44 минуты. Но было поздно. Ещё через несколько секунд радиостанция «Тукана» замолчала навсегда. Почти всех моряков смыло за борт. Примерно в 4.50 скрылась под водой и носовая часть траулера.

Точка невозврата

Одиннадцать человек, находящихся в воде, смогли забраться в один их трех плотов. В 5.10, после приема сигнала бедствия, плавбаза «Вилис Лацис» развернулась в район аварии. Спустя час приступили к спасению людей. Всего на борт плавбазы подняли 12 моряков.

Павел Порхун.
Павел Порхун. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Решение о спасении экипажа приняли слишком поздно», - убеждён бывший матрос РТМ «Тукан» Павел Порхун.

Это был пятый рейс 26-летнего рулевого. На «Тукан» он попал случайно. Его родное судно встало на ремонт. Накануне злополучного рейса, прогуливаясь по городу, Павел встретил капитана «Тукана» Храмцова. Тот и уговорил его отправиться с экипажем.

«Капитан дал команду повернуть к берегу, до него было всего миль десять, - вспоминает моряк, - но спустить спасательные шлюпки не удалось. Меня ударило головой о судно, а ногу зажало между двух шлюп-балок, затем ударом волны смыло с палубы в воду. Когда я очнулся,  вспомнил, что читал: когда судно погружается на дно, образуется воронка, которая тащит всех на глубину. Это меня и спасло: собрав последние силы, поплыл прочь от бушующей бездны. Когда меня подняли на борт «Вилис Лацис», у меня была разбита голова, переломаны все пальцы на руках и содрана кожа на спине».

После выписки из госпиталя Павел Михайлович проходил в море ещё 30 лет, сменив сорок судов.

Валерий Ларченко.
Валерий Ларченко. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Матросу Валерию Ларченкову в том рейсе  было всего 18.

«Меня разбудили в 2 ночи и велели срочно выйти на верхнюю палубу, - рассказывает он, - пароход уже лежал на боку. Я первым делом заткнул за пояс две банки сгущёнки - молодой был, всё время хотелось сладкого. Да и не осознал в тот момент происходящего, казалось - очередное приключение».

Когда парня смыло в море огромной волной, он заметил на воде доски. Взял две под мышки и поплыл подальше от корабля.

«Вместе с несколькими товарищами вскарабкались на плотик и стали высматривать, не пройдёт ли мимо пароход. И, представьте себе, даже в такой момент - на волоске от смерти - боялись, что это будет иностранное судно: так плотно были забиты идеологические стереотипы в сознание. И тут - о радость! - видим пароход с серпом и молотом на борту. Это был «Вилис Лацис», - вспоминает моряк. - Если «Тукан» направился бы к берегу на несколько часов раньше, судно разбилось бы, но люди остались живы. Но для молодого капитана страх перед нагоняем оказался роковым».

Потеря драгоценного времени - одна из распространённых причин серьёзных последствий аварий.

«Наши траулеры потопить невозможно. Они очень грамотно сконструированы и адаптированы к любым ЧП, - считает Валерий Мезенцев, заместитель президента «Ассоциации морских капитанов». - Более половины всех несчастных случаев на море - человеческий фактор. Море оплошностей не прощает».

Кстати
В Балтийском море ежегодно происходит 120 аварий с судами. Самыми опасными местами на Балтике считаются проливы Дании и некоторые районы вблизи Хельсинки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах