Международный джазовый фестиваль "Дон Ченто Джаз", о котором так много говорили, на сегодняшний день - уже свершившийся факт и достояние джазовой истории Калининграда.
Если пообщаться с теми, кто побывал в минувшую пятницу и субботу на фестивале, то можно услышать полный "ассортимент" эмоций - от восторженных восклицаний до полного неприятия. Но и при наличии явных издержек акции (барахлящая аппаратура, из-за которой приходилось делать длиннющие антракты между выступлениями, промозглая погода, испортившая многим настроение во второй день фестиваля) можно констатировать - праздник большого джаза состоялся. Знаковые "Manhattan Transfer" (США), "Funky Monkey" (Россия), молодые, но небезызвестные немцы "Fuse", латыши "Cosmos" cамим своим присутствием обеспечивали атмосферу ажиотажа.
Идея организаторов относительно джазового "open air" достаточно удачно воплотилась в жизнь вопреки проискам калининградской погоды. В частности, потому, что звёзды, в изобилии представленные на фестивале, зажигали по полной программе, без высокомерных поправок на провинцию.
Что касается историй восхождения многих участников "Дон Ченто Джаза", то они достаточно непросты, в отличие от стремительных "взлётов" персонажей "Фабрики звезд".
Лидер "Funky Monkey" Вячеслав Горский, наш земляк - культовая фигура современного отечественного джаза, с младых ногтей чувствовал себя в джазовой стихии как сыр в масле. Джаз-роковая карьера Вячеслава началась в полусамодеятельном и полуподпольном "Арсенале", художественным руководителем которого он являлся в течение 8 лет. 1978 год - первый выезд группы в Варшаву. Слава "Арсенала" уже гремит на всю страну. Репертуар - "Иисус Христос - суперзвезда", "Чикаго", "Пот, кровь и слёзы". Облик исполнителей в полном соответствии с репертуаром: потёртые джинсы, живописные кудри до плеч. Данный предельно крамольный "джентльменский набор" не испугал тогдашнего директора филармонии Андрея Макарова (нынешний директор органного зала в Светлогорске), принявшего команду отъявленных рок-н-ролльщиков в штат. Так, с лёгкой руки Макарова в конце 70-х, в разгар застоя, в чинных филармонических стенах, а потом на многочисленных подмостках страны зазвучал жесткий фанк.
Однако амбициозному джазмену данные рамки становятся тесны, и в 1983 году он сколачивает опять-таки джаз-роковый коллектив "Квадро". Солисты - никому тогда не ведомый инструменталист жизнерадостный Зинчук, Анатолий Поляков, известный широкой публике по пугачевскому "Рециталу".Через пару лет "Квадро" уже зажигает во дворцах спорта с крутым лазерным шоу.
"Funky Monkey" - очередная и, похоже, не последняя попытка Горского выйти за рамки достигнутого. Впрочем, состав этой команды изначально был звёздным. И Олег Киреев, и Сергей Манукян пришли в коллектив, уже будучи легендами жанра. Все были беззаветно преданы фанку и сначала предполагали работать исключительно в рамках данного жанра. Но вскоре рамки естественным образом расширились. В репертуаре появились композиции Горского с элементами рэгги, латино, восточными мотивами. Как заметил по поводу синтетической программы команды господин Горский, "наша музыка - это мощный космополитический удар по человеческой разобщённости".
Ещё более витиеватым был путь к музыкальному Олимпу лидера "Мanhattan Тransfer" Тима Хаузера, которому при первой же попытке поиграть джаз в одном из захолустных клубов Нью-Йорка настоятельно посоветовали заняться чем-нибудь другим, после чего тот подался в таксисты. Но в конечном итоге произошло то, что должно было произойти - Хаузер становится лидером и душой культовой команды, над энергетикой которой время не властно по сей день. В чём могли воочию убедиться калининградцы, посетившие "Дон Ченто Джаз".