Засуха не страшна. Почему уходят под воду земли Калининградской области

Восток области весной и осенью уходит под воду. © / Станислав Ломакин / АиФ

Калининградская область - регион уникальный: на него приходится почти четверть всех осушаемых земель страны, здесь же находится 70% польдерных земель России. При этом в области заканчиваются свободные сельхозземли. На карте они есть, а фактически - почти нет. Залиты водой. На многих участках не то, что пахать, скот пасти невозможно. Заниматься мелиорацией, как раньше, без системы и без денег, уже невозможно. 

   
   

Коровы на островах

Последние шесть лет в Калининградской области возвращали в оборот не меньше 25 тысяч га сельхозземель ежегодно. В 2016-м - 33 тысяч га. Но скоро вводить будет нечего, несмотря на то, что почти треть земель сельхозназначения свободны. Значительная часть их - в Полесском и Славском районах. А там, по словам врио губернатора Антона Алиханова, - Венеция.

«В полях - вода. И бедные коровы на островках пасутся», - поделился он впечатлениями от путешествия по району. 

Переувлажнение почв сказывается на урожайности. В прошлом году по этой причине вымерзло много озимых. Август и осень оказались дождливыми, минсельхоз объявлял ЧС, техника не могла зайти на поля, чтобы спасти урожай.

За последние 25-30 лет мелиоративная система области пришла в упадок. Государство её забросило. Производители взялись создавать мелиоративные отряды сами. Но без поддержки это крайне сложно.

«Договорились, что в мелиорацию будут вкладываться 50% на 50% сельхозпроизводители и областной бюджет, - говорит глава одного из крупных сельхозпроизводств области, сам инженер-мелиоратор. - Но уже два года регион недофинансирует работы со своей стороны. У области многомиллионная задолженность за выполненные в 2016 г. подряды. Всё перекладывают на наши плечи. Крупные хозяйства, может, и потянут эту нагрузку. Но основная масса – нет».

Сейчас фермер копает дренажные каналы на своих землях, а воде всё равно уходить некуда. Реки заилены.

   
   
Рытье каналов не очень помогает справиться с переувлажнением почв. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Неверно считали

Проблема в том, что 85% водных артерий области и сопутствующих гидротехнических сооружений не имеют ни хозяина, ни ухода. Сельскохозяйственная мелиоративная система связана с лесной. По словам Александра Соколова, замминистра природных ресурсов области, три года назад, готовя госпрограмму развития области, лесное агентство включило в неё ремонт лесной мелиоративной системы. По сметам вышло 25 млрд рублей. Но федеральный бюджет тогда смог выделить всего 20 млн.

Ситуацию усугубляют бобры. Разрушают казённые дамбы и каналы, в считанные часы строят запруды. К маю прошлого года этих животных в области развелось почти 6,5 тысячи. При том, что с середины XIX века до 60-х годов XX века их здесь не было вообще. Немцы их истребляли. Из-за отсутствия мелиорации в городах и посёлках затоплены подвалы домов.

До сих пор денег на мелиорацию области выделяли до смешного мало. Потребности калининградцев федеральный центр оценивает по формуле, рассчитанной на зону орошения. Продолжается это «недоразумение» уже много лет.

«Выделяемых сейчас средств не хватает даже на очистку одной реки, - говорит Наталья Шевцова, врио министра сельского хозяйства области. - Нужно пересматривать методику расчёта субвенций для области».

Для решения проблем мелиорации создадут комиссию из представителей ведомств, которые за неё отвечают. А при ней - рабочую группу, куда войдут сельхозпроизводители. Они должны будут подбрасывать практические вопросы чиновникам. Но уже сейчас решили пересмотреть планы на мелиоративные работы в 2017 году и намерены увеличить количество лицензий на отстрел бобров.