Примерное время чтения: 8 минут
470

Готовы на все. Ирина Роднина - о Липницкой, амбициях родителей и футболе

Ирина Роднина.
Ирина Роднина. / Александр Подгорчук / АиФ

На прошлой неделе в Калининградскую область приезжала живая легенда фигурного катания - Ирина Роднина. Она подписала соглашение с правительством области о развитии школьного спорта. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с трехкратной олимпийской чемпионкой и депутатом Госдумы об уходе из спорта фигуристки Юлии Липницкой, о родительских амбициях в детском спорте и перспективах сборной РФ по футболу на предстоящем ЧМ.

Готовы на все

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Что даст соглашение, которые вы подписали с правительством области? С подобным предложением к местным властям вы побывали уже не в одном регионе РФ.

Ирина Роднина: - Программа поддержки школьного спорта стартовала в 2012 году. Вся документальная база готова: есть понятие школьного клуба и школьного спорта. Задача - наладить работу в школах, чтобы появились школьные спортклубы, это условие для получения федеральных средств. Много регионов уже работает по такой схеме.

В школах очень разная спортивная база, никогда раньше строители не учитывали нормативы при строительсве спортзалов. Традиционно развиваются волейбол, баскетбол, шахматы, шашки. Но появились экзотические виды спорта - фрисби, корфбол, нетбол. Мы и не знали про такие раньше, упершись в развитие олимпийской системы. 

В Советском Союзе был Госкомспорт, который отвечал за сборные. За все остальное отвечали ведомства,  в основном - профсоюзы. «Динамо», ЦСКА не имели права создавать школы и даже готовить резерв для сборной страны. Мы только два с половиной года назад поменяли это положение.

Когда развалился Союз, ведомства перестали финансировать спорт, многие школы закрылись. В чем была ущербность советской системы? В том, что огромное количество спортшкол не имели базы. Они тратили на аренду помещений львиную долю средств. Вот почему мы сегодня предлагаем альтернативу - школьный и дворовый спорт.

- Кто должен платить за детский спорт: государство или родители?

- Ничего бесплатно не бывает. Я свои первые ботинки и коньки от государства получила, только когда попала в сборную. А у нас сейчас 1-й юношеский разряд и уже заявляют: «Почему мы не отправляем детей бесплатно на соревнования?»

Ведешь ребенка в музыкальную школу и к преподавателю по языку, понимаешь, что за это надо платить. А почему спорт должен быть бесплатным? Спортивные сооружения (особенно каток и бассейн), надо содержать, платить тренерам. За девять лет мы пересмотрели зарплаты во всех отраслях: в медицине, образовании, полиции, армии. Единственная профессия, где не было повышения зарплат, - это работники физического воспитания. Никак не отмечен труд тех, кто работает на массовый спорт, на здоровую нацию.

- Поясните ситуацию с Юлией Липницкой. В 19 лет она объявила, что уходит из большого спорта.

- Юля Липницкая - пример того, как родительские амбиции, желание построить мир так, как видят родители, опережает возможности или даже способности детей. Никакой катастрофы нет. В 19 лет она все-таки не переломана, она - олимпийская чемпионка. На протяжении нескольких лет Юля получала такие зарплаты, какие у нас не получают дипломированные специалисты в других отраслях.

Я не знаю, какой у нее потенциал. Ей было 15 лет, когда о ней узнал весь мир. Сразу было понятно, что у девочки достаточно слабая мышечная структура, маленький вес, очень маленький природный прыжок. Она катастрофически растянутая, а это значит, что идет дополнительная нагрузка на позвоночник, тазобедренный и все остальные суставы. Чтобы вы понимали: при приземлении с прыжка удар на позвоночник фигуриста - от 600 до 800 кг. Поэтому у спортсменов в 18–19 лет тазобедренный сустав - как у 80-летних. Надо, чтобы и родители это понимали.

Многие родители отдают детей в спорт из-за своих амбиций. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

У нас нет правительственной программы по антидопинговому воспитанию. Мы знаем, что такое наркотики. Но допинг - то же самое. Принимать его - губить организм. А мы зачастую сталкиваемся с тем, что родители идут на все, только чтобы ребенок достиг результата. Есть юниорские олимпийские игры, на которых дети получают примерно такие же премиальные, как на взрослых олимпийских играх. У родителя голова начинает кружиться. Например, мама ребенка, который играет в хоккейной команде, высчитывает все олимпийские циклы: когда он попадет в юниорскую или во взрослую команду, а еще через два года, например, будет играть в НХЛ. И они уже сидят и пальчики слюнявят. А чем это заканчивается? Колоссальные травмы из-за нагрузок, ведь скелет ребенка еще не окрепший, мышцы еще растут.

Я прихожу на каток – и не вижу ни одного радостного лица. Я вижу этих замученных детей, у которых в глазах «закрутить это, закрутить то». Еще и тренер говорит: «Давай тройной, давай тройной!». Хотя в первую очередь работа детского тренера - передать любовь к фигурному катанию.

Мясо или конфеты?

- Глядя на вас не скажешь, что фигурное катание - такой тяжелый, травматичный вид спорта. Как вам удается так хорошо выглядеть?

- Мне очень повезло: сладкое вообще не люблю. Если будет выбор - съесть кусок мяса или две конфеты, съем мясо. Спортсмены прекрасно знают, что сытым на тренировку не пойдешь. А перед стартом мы вообще не ели часов шесть - восемь. Ты должен на старт выходить голодным, как хищник.

- А сил хватало?

- Кто вам сказал, что еда - это силы? Чем больше вы едите, тем больше организм тратит энергии на переработку этой еды. Эти знания должны давать на уроках физвоспитания. У нас в стране распространены заболевания сердечно-сосудистой системы – из-за малой подвижности и лишнего веса.

К вопросу о выносливости. После войны наши первые олимпийские игры были в 1952 году. До этого у нас ни один спортсмен практически не имел опыта выступлений на таких крупных соревнованиях. Мы в 1952 году выиграли во всех дисциплинах, где нужна юыла сверхвыносливость. А у нас у половины команды были медали и ордена за военные действия, многие были на оккупированных территориях. Так же было и в 1956 году, и в 1960-м. Начиная с 1968 года мы стали проигрывать эти соревнования.

- Какими вам видятся перспективы сборной России по футболу на чемпионате мира 2018 года?

- Я ничего не понимаю в футболе.  Хотя я застала еще ту команду, в которой играли Шестернев, Пономарев. Я была хорошо знакома с Яшиным. Я даже видела, как играл Стрельцов. Это были люди совершенно другого уровня. Не в самом футболе, а вообще в жизни. А потом у нас в ЦСКА появились такие, как Копейкин... Фамилия говорит сама за себя.

Мне посчастливилось видеть вживую, как играла «Барселона»: футболисты выходят - получают удовольствие. У наших я такого ни разу не видела. Я только замечаю, что в первые 45 минут им надо дотянуть время (и, хорошо, если забьют гол), чтобы сохранить силы ещё на 45. Поэтому не могу делать какие-то прогнозы.

Мы подготовились, сделали хорошие стадионы. А теперь все смеются, что в стране есть Царь-колокол, из которого никогда не звонили, Царь-пушка, из которой никогда не стреляли, а теперь еще появилась Царь-арена - «Зенит-арена»...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах