aif.ru counter
933

Заложники моря. Кто оставил российских моряков без зарплат

Рыбаки вернулись домой, но зарплату еще не получили.
Рыбаки вернулись домой, но зарплату еще не получили. © / Из личного архива

Роструд РФ проводит проверку по факту нарушений прав рыбаков на судне «Павел Копытин» южно-сахалинского судовладельца. Одиннадцать участников забастовки - жителей Калининградской области - недавно вернулись домой. Без зарплат. Каковы шансы получить заработанные деньги и не попасть в похожую ситуацию снова, узнал у экспертов журналист «АиФ - Калининград».

Бунт на корабле

Рыбаки вспоминают, как начиналась их работа на «Копытине». С контрактом знакомились уже на пароходе: был указан только рублевый оклад. Основную - долларовую - часть зарплаты обещали на словах. Каждый знал: если условия не нравятся, можно вернуться за счет конторы в Мурманск. А потом своим ходом домой. Но почти все заплатили разнообразным «агентам» за трудоустройство от 40 до 50 тысяч рублей. И возвращаться ни с чем?

«Я за трудоустройство не платил, устроился напрямую на судно - пригласил однокурсник, - говорит Сергей Демидов, 2-й помощник капитана траулера «Павел Копытин». - Приехал на судно в июне, проработал почти пять месяцев. Все это время нам платили рублевую часть зарплаты. Сначала 14 - 16 тысяч рублей. Когда ввели надбавку - 20-25 тысяч. Это все, что мы получали за труд в Баренцевом море. В контракте была указана 40-часовая рабочая неделя: по 8 часов в день, с выходными и праздниками.

На деле люди работали 16 часов через 8. Вахту на мостике несли 12 часов через 12. Сам пароход - ржавый «кусок» металла. С палубы в коридор капала вода, подкладывали тряпки. Откачивали воду из носа судна. Частенько что-то ломалось. Шлюпки, спасательные круги со световыми буями были в таком состоянии, что без слёз не взглянешь. По слухам, это судно, уже проданное на металлолом, судовладелец купил, что-то подлатал и отправил в море».

Экипаж судна «Павел Копытин». Фото: Из личного архива

Долларовую часть зарплаты только обещали. Говорили: мол, время сложное. Продукцию надо растаможить, реализовать. Кстати,  команда, которую сменили калининградцы, так и уехала домой без обещанных денег. Шло время, а деньги рыбакам не поступали. Недовольство росло. В сентябре люди попросили долларовую зарплату за май и июнь. Перевели только за май, лишь бы продолжали трудиться. 7 октября команда объявила, что работать не будет, пока не заплатят за июнь и июль. Им снова перевели деньги за месяц. Позвонили в Калининград, и выяснилось, что коллеги, отработавшие 4,5 месяца с марта и уже два месяца находящиеся дома, долги до сих пор не получили.

Тогда команда объявила забастовку. В это время район промысла краба сильно сократился. С 7 по 28 октября судно просто дрейфовало в Баренцевом море, людей фактически бросили. Продукты и воду не прислали, хотя заявку на них составили заранее. Моряки ели только рис, гречку и мясо. Питьевая вода закончилась, пили опресненную морскую. Начались проблемы со здоровьем. У помощника мастера добычи выпали передние зубы, у многих кровоточили дёсны.

Рыбаки продолжали работать, несмотря на задержку зарплат.
Рыбаки продолжали работать, несмотря на задержку зарплат. Фото: Из личного архива

В итоге капитан получил указание идти в норвежский порт. Команда отказалась покидать судно без зарплат. Получить их на берегу шансов гораздо меньше. Судовладелец прислал бумагу, что судно встает в отстой, а бунтовщиков списывают. Если бы они остались, стали бы нелегалами. Пришлось уступить.

Двенадцати морякам с «Копытина» - второму помощнику капитана, электрику, повару и матросам задолжали около 35,5 тысяч долларов. Людям заплатили только за май и июнь. Экипаж другого судна компании ждет зарплаты с лета. Рыбаки написали обращения в Роструд и прокуратуру, туда же обратился Российский профсоюз моряков (РПСМ). Предстоит суд в Южно-Сахалинске. «АиФ» послал запросы в Южно-Сахалинскую гострудинспекцию и Роструд РФ.

Желающих много

С началом кризиса желающих пойти в море прибавилось: платят-то в валюте.

«Последние три года людей обращается в разы больше, - говорит крюинг-менеджер Андрей Шкумаев. - Особенно матросов, кадетов и тех, кто с морем раньше никогда связан не был, просто решил заработать. А у нас экипажи в основном постоянные, люди ходят годами. Поэтому новичков пристроить сложно».

По данным регионального отделения РПСМ, в Калининграде - с полтора десятка настоящих крюинговых агентств, где морякам дают на подпись контракт еще в Калининграде. Вся зарплата указана в документе. За трудоустройство денег не берут. А работодатель выполняет условия договора. Однако здесь от работников требуется квалификация не бумажная, а подтвержденная реальным опытом, с указанием судовледельцев, которые могут дать рекомендации.

Мировой кризис серьёзно сократил флот. Недостаточно квалифицированные кадры в таких условиях стали слабым звеном, «кормом» для судовладельцев с черной репутацией и разных  авантюристов-посредников. Последние вполне легально взимают за услуги по нескольку десятков тысяч рублей. Дескать, эти деньги стоят того, чтобы получить путёвку на добычу краба. На деле - как повезёт. По словам правозащитников из РПСМ, «стихийный рынок рыбацкого труда - дикое поле без каких-либо правил движения и соответствующей ГИБДД». 

Кто в чёрном списке?

«Когда в прошлом году разбирали причины крушения траулера «Дальний Восток», стали возмущаться, что для российских судовладельцев, базирующихся на востоке страны, законы не писаны, - говорит Вадим Мамонтов, председатель регионального отделения РПСМ. - Этот беспредел продолжается 25 лет, и пора навести порядок. Матрос на нелегальном промысле может заработать до 2 тысяч долларов в месяц. Но может и вообще ничего не получить: с травмой  спишут с судна. История с «Павлом Копытиным» показала, что ничего не изменилось: то же пренебрежительное отношение к работникам».

Эксперт утверждает, что с соблюдением прав моряков проще. На их стороне Конвенции, международные профсоюзы и государственный портовый контроль. У рыбаков ничего подобного не наблюдается. Главным образом потому, что международных требований на сей счёт мало, место работы человека может быть в какой угодно стране, неясной юрисдикции, и не поймёшь, какой компании. Если же судно под флагом РФ, то здесь две проблемы: мизерные нормативы оплаты труда и минимальный госконтроль за работодателем.

«При этом деятельность по найму под флаг РФ вообще никем не контролируется, - говорит Мамонтов. - Если помножить это на, мягко говоря, хроническую доверчивость некоторых слоёв населения, получим массовое воспроизводство «дальних востоков». Между тем информация о работодателях доступна в интернете и если обновляется, то исключительно негативными примерами. Почему бы перед походом в «крюинговое агентство» не навести справки?»

Чёрный список судов есть на сайте РПСМ.

«Рабство в современном мире - в значительной степени выбор самого раба. В условиях, когда на тебе отсутствуют железные кандалы, ты сам подписываешь договор, в котором обозначен минимальный размер оплаты. Обещания к иску не пришьешь. Работодатель же, как правило, преследуют одну цель: получить дешевую рабочую силу, - говорит зампредседателя комитета Калининградской областной думы по законодательству Михаил Чесалин. - При наличии властей, начиная от трудинспекции и заканчивая парламентом, который формируется из работодателей почти на 99%, рассчитывать на защиту государства работнику сложно. У надзорных служб, которые должны проверять условия контрактов, условия труда, нет стимула работать в интересах наёмных работников. Хотя их можно заинтересовать: посадить ту же гострудинспекцию на проценты от наложенных штрафов. Но такие законодательные предложения почему-то не проходят.  Поэтому пока форма защиты одна: не подписывать липовые договоры, создавать профсоюзы и отстаивать свои права коллегиально. История говорит, что это единственный возможный путь».

Кстати
Средние зарплаты моряков в месяц: капитан - 5 тысяч евро, старпом - 4 тысячи евро, механик - 3,5 - 5 тысяч евро, матросы - 1,5 тысяч евро.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество