aif.ru counter
07.05.2018 13:23
1609

Техника победы. О штурмовавших Кенигсберг танке Т-34, мотоциклах и амфибиях

Т-34 восстанавливали по старым чертежам и фото.
Т-34 восстанавливали по старым чертежам и фото. © / Александр Матвеев / АиФ

Техника, с которой Советский Союз начинал воевать, и машины, появившиеся к концу войны, - это две большие разницы. К 1945 году, когда уже гнали врага по его территории - нынешней Калининградской области, советские танки и пушки пережили не одну модернизацию.  

Простой и надёжный

Последние четыре года в Параде Победы в Калининграде участвует танк Т-34 1943 года выпуска. Его «поставил на ноги» и управляет им слесарь по ремонту боевых специальных машин ремонтно-восстановительного батальона Балтийского флота  Сергей Литовченко.

«В этом танке - никакой гидравлики и электроники, - говорит он. - Всё на мускульной силе. Чем резче потянул рычаг, тем круче машина повернула. Она манёвренней, чем современный танк. Испытываешь уважение к людям, которые управляли Т-34 во время войны. Тут по площади один раз  проехал - вылез весь мокрый. А они на таких машинах воевали и побеждали!».

К слову, в танках времён Второй мировой при стрельбе боевое отделение заполнялось пороховыми газами. Дым разъедал глаза, можно было просто угореть. На современных танках стоят вытяжки...

Так легендарный танк выглядит изнутри.
Так легендарный танк выглядит изнутри. Фото: АиФ/ Александр Матвеев

Когда в Калининграде решили восстановить для участия в параде один из Т-34, стоящих по области в виде памятников, Литовченко ездил и заглядывал в каждую машину. То, что нужно, нашел в своей же части. Половину деталей (тех, что остались после демилитаризации, когда срезали даже крепления двигателей) все равно пришлось менять. Они были настолько ржавыми, что рассыпались в руках.

Поиск запчастей оказался самой большой проблемой. Приходилось что-то изобретать, находить аналоги. К примеру,  вместо легендарного дизельного двигателя «В-2» на машину установили двигатель «В-54» от более позднего танка.

Максимальная скорость оригинального Т-34 - 50 км/час. Машина, отреставрированная Литовченко, сможет «выжать» 30 км/час. Хотя многие не верили, что она вообще поедет.

Танк Т-34 на параде в Калининграде.
Танк Т-34 на параде в Калининграде. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Когда первый раз после ремонта приехали на этом танке на склад запчастей, и спросили у бабушки-сторожа "Немцы в деревне есть?", она чуть в обморок не упала», - смеётся Литовченко.

Первые Т-34 появились в 1940 году и серьезно отличались от модификации 1943 года. Башня у танка была литая и маленькая - мало пространства для экипажа. Орудие - 76 мм.

«Но всё равно по тем временам это настоящий прорыв, - говорит заместитель командира ремонтно-восстановительного батальона по работе с личным составом  Сергей Мызин. -  У Т-34 был инновационный дизельный двигатель. Широкие гусеницы и высокий клиренс позволяли, несмотря на большой вес, не терять скорость и проходимость. Немецкие танки тех лет могли быстро ездить только по шоссе».

Большим преимуществом нашей машины были надёжность и простота. Это позволяло ремонтировать её практически на передовой даже силами экипажам. Эвакуировать машину на завод или в ремонтное подразделение было необязательно. Немцы так не могли.

Американские диковинки

В боях на территории области участвовала уникальные для того времени американские плавающие амфибии «Форд GPA», полученные по ленд-лизу. На суше они развивали скорость до 100 км/час, в воде - 12 км/час. В комплекте с ними шли противотанковые ручные гранатомёты – M-1 Bazooka.

В 271-м отдельном моторизованном батальоне особого назначения, воевавшем в Восточной Пруссии, было около 90 таких машин. Предназначались они для специальных задач – форсирования водных преград, захвата мостов, преград и плацдармов на вражеском берегу, разведывательных рейдов. Амфибии активно и эффективно использовали при форсировании реки Дейма и штурме Лабиау (сейчас - Полесска). 

«Риф Ахтямов, ветеран 2-го гвардейского отдельного мотоциклетного полка, вспоминал во время нашей беседы, что амфибии (несколько машин стояло на вооружении у мотоциклистов) были в диковинку, - рассказал кандидат исторических наук Владимир Беспалов. -  Когда стояли на отдыхе, все бежали посмотреть на эту машину, просили покататься по реке».

На суше амфибии развивали скорость до 100 км/час, в воде - 12 км/час. Фото: Public Domain

В Калининградской области у 271-го батальона ОСНАЗ трагическая судьба - в феврале 1945 года он попал в окружение. Там же оказался и 2-й гвардейский отдельный мотоциклетный  полк. В нём было почти 160 мотоциклов, тоже американских, ленд-лизовских «Харлей Девидсонов». 

3 февраля эти две моторизованные части совершили совместный рейд в тыл немецких войск. Амфибийцы двигались через нынешний посёлок Русское в район Донского и Лесного, мотоциклисты - через Дунаевку в Отрандное. Оба подразделения вышли на побережье, где столкнулись с большими силами противника. Командование 39-й армии приказало им возвращаться. 4 февраля они пытались вырваться в районе бывшего пос. Тиренберг (между совр. Шатрово и Кумачёво), но немцы захлопнули горловину окружения, и наши мотоциклисты и амфибийцы вынуждены были принять здесь бой. В окружение также попала вся 91-я гвардейская дивизия полковника Василия Кожанова. Большая её часть находилась в Гермау (Русском), а штаб дивизии, мотоциклисты и амфибийцы - в районе Тиренберга. Но между этими посёлками расстояние приличное.

Сражались героически четверо суток. В самом Тиренберге шли уличные бои, наши бойцы понесли большие потери: более 200 человек убиты, 250 ранены. 7 февраля оставшиеся части подразделений вырвались из окружения. Но немцы захватили 69 этих амфибий и более 40 мотоциклов в приличном состоянии. 271-й батальон  в феврале - марте стоял в тылу, под Кёнигсбергом, восполнял потери. А уже в апреле амфибии помогали 48-й армии десантироваться на косу Фрише-нерунг (сейчас - Балтийская коса).

В праздничном салюте 9 Мая участвуют исторические пушки - ЗИС-3. Но эти орудия только создают звуковой эффект. А сам салют производят из специальной установки. ЗИС-3  до 1943 г. использовали, как противотанковые пушки. Но когда появились такие танки, как
В праздничном салюте 9 Мая участвуют исторические пушки - ЗИС-3. Но эти орудия только создают звуковой эффект. А сам салют производят из специальной установки. ЗИС-3 до 1943 года использовали как противотанковые пушки. Но когда появились такие машины, как «Тигр» (их броню они уже не могли пробить), эти пушки использовали для подавления живой силы противника. Фото: АиФ/ Евгения Бондаренко

Посёлок Тиренберг после войны оказался заброшенным. Район был заминирован. Переселенцы рассказывали, что от этого места старались держаться подальше. Многие, кто заходил сюда за кирпичами или камнем с мостовой, взрывались. А поисковики до сих пор находят в этом районе останки бойцов. В 2016 году калининградские байкеры из мотодвижения «Колесо истории» поставили здесь памятник мотоциклистам, амфибийцам и контрразведчикам 91-й гвардейской стрелковой дивизии «СМЕРШ».

Погода - нелётная

Большая часть Восточно-Прусской операции 1945 года проходила в январе - марте, когда условия для авиации были неблагоприятные - туманы. Лётчики часто не могли выполнить поставленные задачи. Морская авиация работала по немецким караванам, конвоям, береговым подразделениям и кораблям, которые ходили вдоль побережья. С января по март немецкие крейсеры, эсминцы, миноносцы обстреливали наши сухопутные части. Тех же мотоциклистов и амфибийцев, попавших в окружение у Тиренберга...

То, как работали морские лётчики - отдельная тема. С большой высоты корабль кажется небольшой точечкой. И в зимних условиях пилоты должны были снизиться на минимальную высоту и идти на корабль, с которого ведут ответный огонь. Самолёт над самым кораблём взмывал вверх и бросал авиабомбу – это так называемое топмачтовое бомбометание. По словам Беспалова, это были самоубийственные атаки.

Тяжёлая же артиллерия помогала крушить якобы непробиваемые немецкие форты и бетонные доты. Орудия особой мощности доставляли на железнодорожных платформах. Именно они «подготовили» Кёнигсберг к финальному штурму.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество