Примерное время чтения: 9 минут
4137

«Солдаты вермахта» уходят. Кто и зачем рубит знаменитые аллеи Кенигсберга

Эти придорожные аллеи - символ современной Калининградской области.
Эти придорожные аллеи - символ современной Калининградской области. / Станислав Ломакин / АиФ

В Калининградской области вновь заговорили о вырубке придорожных аллей, высаженных еще в довоенное время. У сторонником того, что нужно пилить раскидистые дубы, тополя и липы, уверяют, что деревья вдоль дорог часто становятся виновниками смертельных ДТП, а сами дороги не соответствуют современным нормативам. Защитники аллей просят оставить в покое символы Кенигсберга-Калининграда и предлагают водителям просто быть внимательными.  О необходимости вырубок журналист «АиФ-Калининград» поговорил с экспертами и жителями поселков, расположенных вдоль  дорог с аллеями.

На этот раз под угрозой вырубки оказались деревья вдоль трассы Калининград – Романово. Петиция в защиту от вырубки деревьев набрала уже больше 45 тысяч подписей. Она адресована губернатору, руководителям федерального Агентства по туризму и Росприроднадзора. Только вряд ли это остановит дровосеков. 

«Идешь и боишься»

Сейчас на второстепенной дороге Калининград - Романово местами еще остались фрагменты старинного «зеленого» коридора. Туристы восхищаются, мол, в этом есть какой-то особый прибалтийский шарм. Однако скоро от этого «шарма» ничего не останется: все деревья вдоль трассы помечены крестами. Более 400 «последних солдат вермахта» собираются спилить.

Для жителей придорожных поселков, как выяснилось, это не трагедия. Гораздо больше их волнует другое: тротуары и фонари. Сейчас они вынуждены передвигаться вдоль дороги по обочине. Мимо летают фуры и автобусы. Жители говорят, в поселке нет дома, в котором машина не зацепила бы человека.

«Просто идешь с сумкой, авто может по ней треснуть. Наша медичка так чуть руку не сломала», - рассказывают женщины.

В поселке много школьников. По словам жительницы Галины Сорокиной, на ее памяти не меньше пяти детей сбило машинами. Один мальчик погиб у нее на глазах... 

Местные жители не против вырубок. И их можно понять.
Местные жители не против вырубок. И их можно понять. Фото: АиФ/ Евгения Бондаренко

А деревья уже старые, трескаются, падают на машины и провода. За ними никто не смотрит. Взамен растущих нужно было давно высадить новые, если власти действительно волнуются за туристическую привлекательность области. Но не высаживают. В регионе пока нет ни одного примера обновления исторической придорожной аллеи. Хотя их фотографии сейчас печатают в каждом туристическом буклете.

По поводу дороги на Романово власти сейчас озабочены другим: она - опасная. По официальной статистике, с 2014 по 2017 гг. здесь зафиксировано 205 ДТП, в которых погибло пять человек; ранено 37, среди них двое детей. Было много наездов на пешеходов. Дорогу планируют расширить до нормативных 7 метров, заменить старые дренажи, привести в порядок остановки, поставить дорожные знаки, барьерное ограждение. В Переславском - сделать тротуары и освещение. Проект - уже в экспертизе. И, по словам чиновников, без вырубки деревьев его не утвердят.  

К слову, в ГИБДД с 2014 года говорят, что никаких придорожных деревьев быть не должно. История историей, но если машина на полной скорости врезается в дерево, смертельный исход гарантирован. Если бы дерева на этом месте не было, человек мог бы остаться жив. И это - главный аргумент. Деревья вдоль дорог можно сажать там, где ездят законопослушные немцы. А у нас превышают, нарушают... В начале 2014 года органы безопасности движения предложили запустить областную целевую программу «Придорожные деревья», в результате которой все бы они «поэтапно» исчезли. Общественность тогда встала на защиту аллей.

Для пешеходов на такой дороге места почти не остается.
Для пешеходов на такой дороге места почти не остается. Фото: АиФ/ Евгения Бондаренко

Визитная карточка

«Нельзя сказать, что с тех пор ничего не изменилось, - говорит кандидат биологических наук, член инициативной группы «Аллеи Калининградской области» Мария Кохановская. - Во-первых, в сознании чиновников появилось само слово «аллеи». Для туристов это наша визитная карточка. В региональный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» добавили это понятие. Хотя это не означает, что все аллеи автоматически попадут под защиту. Охранного статуса для каждой нужно ещё добиваться».

Общественники ещё в апреле этого года направили в министерство природных ресурсов области предложения по приданию охранного статуса 27 самым ценным аллеям области. Но решений по ним так и нет. Пока чиновники идут на уступки в основном только на бумаге. Из практических результатов разве что такой: если раньше в предписании на вырубку ГИБДД указывала только участок дороги, теперь обозначают и количество деревьев.

Власть встречается с общественниками, выслушивает их, но делает по-своему. К примеру, защитники аллей уже который год предлагают использовать зарубежный опыт, когда и деревья целы, и дорога - по ГОСТу. К примеру, в Латвии, когда расширяют дорогу, вырубают деревья только с одной стороны. Потом высаживают аллею на противоположной. В минразвития инфраструктуры говорят, что в наших условиях такое сделать сложно: по обе стороны на некотором расстоянии от дороги начинается частная земля. Придётся договариваться о выкупе. Построить тротуар с освещением за деревьями тоже не выйдет: неудобно прокладывать кабель. Вот и вырубают. Куда уходит спиленная древесина, отследить сложно. Муниципальные власти получают компенсации за вырубку на высадку новых деревьев. К примеру, за деревья по трассе Калининград - Романово Зеленоградскому ГО перечислят более 5 млн рублей.

По данным общественников только за последние два года вырубили более 12 тысяч придорожных деревьев (у правительства области - другие данные) А где компенсационные высадки? Этот вопрос - на совести муниципалитетов. Министерство развития инфраструктуры области этот момент не контролирует - не его полномочия.

Даже когда проводили показательные акции по высадке деревьев, качество саженцев оставляло желать лучшего. К примеру, была инициатива по посадке «берёзовой аллеи» в пос. Луговом. Но там посадили не аллею, а шпалеру (с одной стороны) у грунтовой дороги вдоль поля. По словам Кохановской, саженцы были с несформированными кронами, повреждёнными пересохшими корнями, следами болезни на коре. Защитники аллей собираются впервые в новой истории области высадить настоящую аллею между посёлками Рощино - Романово.  Для высадки ста деревьев на 500 метров нужно собрать 416 тысяч рублей (средства нужны на закупку саженцев, транспорт, подготовку лунок, полив). К акции (она запланирована на октябрь) предлагают присоединиться всем желающим. 

Зачем сажали аллеи вдоль дорог?
Существует немало версий, почему деревья высажены так близко к дороге. Одни говорят, что липы и ясени в Восточной Пруссии сажались для защиты дорог от особенностей местного климата - сильных ветров и повышенной влажности, которая разрушает дорожное покрытие и угрожает подтоплением. Другие утверждают, что аллеи вдоль дорог сделали, чтобы лошади и повозки передвигались в тени. Третьи считают, что разросшиеся кроны деревьев были хорошим прикрытием для военной техники.
«Калининград - Романово - одна из проблемных дорог, жители поселка Переславское неоднократно обращались с просьбой построить тротуары и сделать освещение, - говорит врио министра развития инфраструктуры области Елена Дятлова. - Поэтому мы взялись за нее, нам важна жизнь людей. Но без вырубки деревьев проект капремонта дороги реализовать будет невозможно. Мы не сносим ни одного дерева без заключения лесопатологической экспертизы, а предписаний ГИБДД стало в разы меньше после вмешательства общественности. Вырубка происходит только там, где требуется расширение дороги. К слову, помимо реконструкций в регионе делают ремонты по программе  «Безопасные и качественные дороги». Жители могут повлиять на её ход. На сайте минразвития инфраструктуры области есть раздел, куда можно зайти, оставить комментарии и предложения. С их учётом составляют списки объектов на будущие годы. В апреле проводили общественные слушания по ремонту дорог в этом году. В 2018 году будут такие же слушания».

Без абсурда

«Если человек едет со скоростью 100 км/час там, где должно быть 70, не умеет правильно маневрировать, отвлекся от управления и съехал с дороги, а там - дерево. Кто виноват? Дерево? Ну, давайте уберём все деревья, - возмущается руководитель регионального общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев. - И все тротуары заодно, потому что по ним ходят пешеходы, а машина может вылететь на тротуар. Давайте и все столбы освещения уберём. В них же тоже можно врезаться... Убирать деревья из-за того, что кто-то нарушает, я считаю - абсурд! Аллеи - это эстетика. Когда едешь и вдоль дороги - шатёр из зелёных ветвей, просто отдыхаешь от городских условий. Как можно быть против такой красоты?! Тем не менее, в защите аллей от вырубки тоже не надо доходить до абсурда. Старые аварийные деревья нужно убирать с трассы. Если деревья ограничивают видимость на поворотах, это тоже опасно, потому что, приближаясь к ним, водитель должен видеть, есть ли там встречная машина. У нас, к сожалению, многие, подъезжая к поворотам, не вписываются в дугу и частично движутся по встречной полосе. Если и они, и встречная машина едут на скорости, возможно ДТП».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах