Примерное время чтения: 5 минут
1990

Сказочный Гофман. Как известный философ Кенигсберга стал героем комикса

Произведения Гофмана - таинственные и необычные, с глубочайшим смыслом и отражением реальности. Об этом в своем комиксе и попыталась рассказать художница Ольга Дмитриева.
Произведения Гофмана - таинственные и необычные, с глубочайшим смыслом и отражением реальности. Об этом в своем комиксе и попыталась рассказать художница Ольга Дмитриева. Коллаж АиФ

Известный калининградский художник Ольга Дмитриева в 241-й день рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана выпустила книгу о жизни главного романтика Кёнигсберга. «Биография Гофмана» написана в жанре комикса. О жизни знаменитого философа повествует не менее знаменитый кот  Мурр.

Справка
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в январе 1776 года, на Французской улице в столице Восточной Пруссии. Учился на юридическом факультете Кёнигсбергского университета и работал в судебных инстанциях. Остался в энциклопедиях как великий писатель, воплотивший "дух немецкого романтизма". Писал музыку, рисовал. Среди самых известных произведений Гофмана – новелла «Золотой горшок», сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», сборники «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсир дьявола», сказка «Щелкунчик и Мышиный король».

Хвостатый свидетель

«Почему Мурр? - говорит Ольга, - изучая биографию Гофмана, я прониклась к нему сочувствием, ведь он всю жизнь мечтал посвятить себя творчеству, а вынужден был работать судейским чиновником, чтобы прокормить семью. А поскольку кот много лет жил в доме сочинителя и умер за полгода до смерти хозяина, то имел возможность наблюдать жизнь Гофмана во всех деталях».

Именно от Мурра читатель узнает о склонности Гофмана к философии, об истории его знакомства с будущей женой, о гибели их дочери Цецилии. А ещё о том, как Гофман, имея домашнее музыкальное образование, сочинил оперу. Это было для него отдушиной от тягот канцелярской службы. Такой же отдушиной были карикатуры на коллег по судебному управлению. И, разумеется, сочинение книг, в том числе - «Житейских воззрений кота Мурра».

Есть легенда, что все кошки Калининграда - прямые потомки кёнигсбергских хвостатых, в число которых входил и кот Мурр. Что вполне может быть, ведь во время депортации 1948 года немцам запретили брать с собой домашних животных.

Так выглядел Гофман по версии калининградских музейщиков. Фото: АиФ

Ольга Дмитриева  считает, что популярность Гофмана в 21-м столетии закономерна.

«На мой взгляд, он был предтечей сюрреализма, так востребованного сегодня, - говорит художница. - Иррациональность, обращение к подсознанию - что это, если не сюрреализм?»

В 1919 году Зигмунд Фрейд сделал психоаналитический обзор новеллы Гофмана «Песочный человек». Его интересовали обращение Гофмана к нашим подсознательным страхам и его психологическая неустойчивость. Что немудрено, отец Гофмана был запойным алкоголиком. Не обошёл недуг и самого сочинителя, о чём он честно писал в своих «Дневниках алкоголика».

Говорим о Гофмане - подразумеваем мистицизм. А мистицизм неотделим от истории Кёнигсберга.

«Мне рассказывали охранники Кафедрального собора, - говорит художница, - что неоднократно видели по ночам тени, витающие в темноте. А учитывая, что собор располагается на острове Кнайпхоф, который особенно сильно пострадал от английской бомбардировки в 1944 году, удивляться не приходится. Ведь души 20 тысяч погибших никуда не делись».

Как признаётся художница, и ей доводилось видеть загадочные тени в здании Историко-художественного музея (бывший Штадтхалле) при подготовке к выставке. Тема духов, населяющих старый город, занимает художницу уже не первый год. А погружение в творчество Гофмана этот интерес только усугубляет. 

Часть иллюстрации к истории о создании самой новогодней сказки о Щелкунчике.
Часть иллюстрации к истории о создании самой новогодней сказки о Щелкунчике. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Редкая история

Жанр комикса, в котором написана книга, не частая история в России. Ещё реже ситуация, когда автор текстов сам их иллюстрирует. Как правило, иллюстраторы комиксов берут за основу чужой текст. Ольга Дмитриева говорит, что её вдохновил комикс «Маус»  Арта Шпигельмана, рассказывающий о жизни его отца, польского еврея, пережившего Холокост. Отличительной чертой комикса является то, что евреи представлены в виде мышей.  А немцы - в виде кошек.

«Когда я познакомилась с этой книгой,  - говорит художница, - лишний раз убедилась, что в жанре комикса можно рассказывать любые истории, в том числе  трагические». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах