Примерное время чтения: 11 минут
3342

Встречают по уму. Юрий Вяземский - о новом поколении и коммерции в вузах

Юрий Вяземский.
Юрий Вяземский. / Станислав Ломакин / АиФ

Телевизионная олимпиада «Умницы и умники» выходит на российском телевидении с 1992 года. Ее автором и бессменным ведущим на протяжении этих 15 лет является философ, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский. О нынешнем поколении «умников», секретах подготовки к ЕГЭ и коррупции на телевидении с ним побеседовал журналист «АиФ-Калининград».

Привычка к труду

Татьяна Остапова, KLG.AIF.RU: - Юрий Павлович, что скажете об уровне подготовки участников из регионов?

Юрий Вяземский: - Как говорят на телевидении, эфир покажет. Очень часто бывают интересные региональные финалы. Я абсолютно не вмешиваюсь в то, что происходит. Как Понтий Пилат сразу умываю руки. Единственное - привожу с собой «резерв ставки». Мы выбираем самых сильных ребят, я приглашаю их к себе на программу. Кто-то из них, может быть, дойдет до финала и даже поступит в МГИМО. Важно, что на четвертьфиналах, полуфиналах руководство регионов обращает внимание на этих талантливых детей, им предоставляют льготы в региональные вузы. 

- А есть такие участники, которых с ходу взяли бы в МГИМО?

- Будь моя воля, взял бы всех. Я предвзято отношусь к Калининградской области, учитывая границы, которые здесь у вас. Я базово русский по крови, но у меня еще одна восьмая польской крови и одна восьмая литовской. Еще одна восьмая шведской крови, и одна 64-я эстонской. Чувствую себя здесь в окружении собственной крови.

- Отношения обострились в последнее время с остальными кровями.

- Вы думаете, внутри меня эти отношения не обостряются? Мы же большая страна, нужно относиться к этому терпимо: ну, болеет Европа недугом, привитым из-за океана. Надеюсь, поправится.

- Знаем, как негативно вы относитесь к ЕГЭ. И все же для детей это серьезное испытание. Может, какой совет дадите?

- С ЕГЭ бороться бесполезно. Нужно его сдавать и сдавать хорошо. Совет тут один: учить, учить, учить. Как высказался в свое время Отто фон Бисмарк, хорошо могут добиться своей цели те, кто имеет ракетную начинку в заднице. Простите, но так высказался железный канцлер. У нас дети зачастую не приучены трудиться. А ведь сдать ЕГЭ намного проще, чем выиграть у меня в программе.

К ЕГЭ у многих до сих пор неоднозначное отношение.
К ЕГЭ у многих до сих пор неоднозначное отношение. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Еще два года назад вы говорили по поводу ЕГЭ, что его нужно менять, усложнять. Теперь – «Сдавайте!». Мнение изменилось?

- Изменилось. Полтора года назад во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным какая-то девочка спросила его, когда же, наконец, закроют «этот ЕГЭ». Вы знаете Путина. У него, когда говорят дети, тем более маленькие, теплеют глаза и улыбается лицо. Но здесь глаза не потеплели. Лицо не улыбнулось, он ответил одним словом: «Никогда!». После этого я понял, что ЕГЭ надо сдавать. Я еще давно, когда Фурсенко был министром образования и пришел ко мне на программу, 20 минут ему излагал, что нужно менять в системе. В частности, приводил конкретный пример - экзамен на право управлением автомобилем. Он состоит из двух этапов: нужно сдать правила дорожного движения и продемонстрировать практические навыки, например, умение парковаться. Но почему-то, когда ты поступаешь в серьезные вузы, никто не смотрит, понимаешь ли ты что-нибудь в этой области, работает ли у тебя голова, мыслишь ли ты. Второе, что я никогда не мог понять, почему консерватория, театральное училище, то есть творческие вузы, не принимают по результатам одного ЕГЭ. Смотрят, есть ли у тебя слух, бегают ли пальчики по фортепиано. Зато, когда ты поступаешь в ведущий вуз страны на математику, физику, химию, литературу, почему-то там специальный экзамен не нужен. Россия страна загадочная, поэтому непобедимая и бессмертная.

Россия – в глубинке

- Нынешнее поколение умниц отличается от поколения 1992-х годов, когда вы начинали?

- И да, и нет. Если мы берем тех ребят, которые у меня выигрывают, тянутся к знаниям и, главное, пытаются ответить на вопрос «Для чего я появился на белый свет, как сделать так, чтобы себя реализовать?», то не отличаются. Как не отличаются от молодых людей 19 века, даже Древней Греции. Такие люди похожи. Но вас же интересует то, что сейчас называется «основной поток»? Они, конечно, другие. У них основная ориентация на успешность, причем многим кажется, что достигается она без знаний, чтения. Слишком недавно мы стали возрождать социалистический путь развития. На их глазах русские бизнесмены, тоже молодые, разбогатели, потому что оказались в нужное время в нужном месте. 

- Где больше одаренных детей – в глубинке или столице?

- Самые интересные дети все чаще приезжают из поселков, станиц, деревень. Чем ближе молодежь к столице, тем она ленивее, «утомленнее солнцем». В деревнях и поселках, где привыкли рассчитывать только на свои силы и способности, – там Россия.

- Вы говорили, проблема молодого поколения в бесконечных «тусовках» в соцсетях.

- Я не люблю слово «тусовка». Тупых, напоминающих песню акына, рассказов, что я сегодня видела: вот я еду, солнце светит, Маша то, Маша се… Я из другого поколения. У нас не было тусовок, мы гуляли.

- Впереди летние каникулы. Детям хочется отдыхать, а родители настаивают, чтобы занимались, читали литературу. Как правильно отдыхать, чтобы за лето не растерять знания?

- Древние греки хорошо сказали: 8 часов - сон, 8 часов – отдых, 8 часов – работа. Я учился при двух консерваториях в школе. Лета как бы и не было, все время должен был играть на скрипке – будь она не ладна. Только после 8 класса, когда удалось сбежать из Центральной музыкальной школы, у меня появилось время на отдых. Тут я стал мощно отдыхать, в основном, заниматься спортом. 

- Как родителям не стать вредителями?

- Это такой же вечный вопрос, как смысл жизни. Но, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Главное, чтобы родители вообще были. Когда ко мне приходят москвичи, и мы их прослушиваем по пятеркам, практически в каждой есть дети из неполной семьи. А иногда, бывает, три человека из пяти на вопрос: «Кто папа?», отвечают: «А папы у нас нет, мы с ним не живем, я о нем ничего не знаю». Я думаю, неполная семья – уже вредители. Хотя у Цицерона были очень сложные отношения с отцом, и он говорил, что всей своей известностью обязан только одному человеку – не последующим учителям, а своей маме. Как не стать вредителем? Главное: по-настоящему любить своего ребенка. Любить его для него, а не для себя.

Поймать «левачка»

- Всегда было интересно: не подходили ли к вам с заднего крыльца с просьбой поспособствовать «этому мальчику», чтобы попал в престижный вуз?

- Сейчас ЕГЭ в этом плане спасает. А когда мы начинали в 90-е годы, ситуация была очень сложная. Я был наивный человек, четыре человека в группе читали сценарий – были в курсе. Ближе к финалу у нас начинала работать сразу и разведка, и контрразведка. Часто возникали подозрения, что идет утечка. Даже на финале отлавливали с ректором с помощью изощренных приемов «левачка».

- Победили коррупционную составляющую?

- Давно уже победили, потому что никому не даю читать сценарии. Я один только их читаю. Через передачу как-то не хочется заниматься коррупцией. Она сейчас ушла на другой уровень. А вообще у нас нет коррупции – мы до нее не доросли. Есть два других очень серьезных дела: первое – кормление, которое у нас со времен викингов. Когда дают ответственный пост, а при этом зарплата нулевая. А второе вообще чисто русское непобедимое явление – протекция. Там денег нет, непонятно, за что ловить. Если друг попросил помочь, то как ему отказать? Американец тут же снимет трубку, позвонит куда надо, и скажет: мне предлагают взятку. Мы же совсем иначе устроены, и, слава Богу. У меня проблемы с этим нет совершенно. Плюс у нас запрет: мы не берем в передачу детей людей с очень известными фамилиями, иначе сильное искушение будет, да и журналисты меня не поймут. Не берем детей близких сотрудников и детей высокоранговых сотрудников МИДа. Не поступят – обидятся.

- А из тысяч писем как отбираете участников?

- А нет уже тысяч писем. Когда-то было пять мешков. Когда не было ЕГЭ, можно было поступить через программу. Когда появился ЕГЭ, интерес пропал. Поэтому 5 лет назад и организовали региональное движение «Умники и умницы». В Костроме, например, в детских садах уже играют.

- То, что нет командной поддержки, как в КВН или «Что? Где? Когда?» сложнее для детей? У нас индивидуалистов не очень-то любят.

- Скажем прямо, совсем их недолюбливают. Но я их всегда любил. Потому что, по большому счету, человечеством движет идея. А она, как правило, рождается в одной голове. Потом уже нужна команда, чтобы ее реализовать.

- А есть дети, которые искренне вас удивили?

- Они меня постоянно удивляют. Но, если вы хотите, чтобы я признался, что у меня на передаче есть гении, то их нет. Более того, мне кажется, если бы вундеркинд пришел на передачу, наверное, проиграл бы. Здесь требуется эрудиция, знание, оригинальность мышления.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах