Примерное время чтения: 6 минут
4459

Поле дружбы. Как уживаются вместе люди разных национальностей

Людям разных национальностей ужиться вместе трудно, но возможно.
Людям разных национальностей ужиться вместе трудно, но возможно. / Александра Горбунова / АиФ

Эксперты считают, что отношения диаспор в Калининградской области могут стать примером для многих регионов страны: в области мирно сосуществуют более 130 национальностей. О традициях и обычаях некоторых из них узнали журналисты «АиФ-Калининград».

Самая малочисленная диаспора - ассирийцы: всего 25 человек. Несмотря на это, народ сохранил свою культуру и язык до наших дней. Сейчас они готовятся к встрече 6766-го Нового года, который по традиции отпразднуют 1 апреля. Мужчины, взявшись за плечи, спляшут боевой танец «Кочари» под звуки огромного барабана.

«Долгое время я считал себя единственным ассирийцем в области, - говорит Олег Авдыш, руководитель региональной национально-культурной автономии ассирийцев «Ашшур». - Но подал запросы в паспортный стол и выяснил, что здесь живут еще три семьи ассирийцев».

Их главы, как и сам Олег, попали в Калининград по распределению после окончания вузов еще при СССР.

Справка
Калининградская область образовалась после Великой Отечественной, сюда ехали люди, в том числе из регионов, разорённых войной. Регион долго был закрытым, так как здесь была образована военно-морская база, поэтому шел отбор населения более-менее благонадёжного. В постсоветский период сюда перебирались со всего бывшего СССР. И, как рассказывал представитель одной из национально-культурных автономий, ехали не для того, чтобы конфликтовать, а чтобы жить и зарабатывать.

По понятным причинам ассирийцы близко к сердцу принимают сегодняшние события на Ближнем Востоке. Раад Резкала Ибрахим родом из сирийского города Альхасаке. В 80-х окончил горный институт в Кривом Роге, возглавляет одно из калининградских предприятий. В городе Хомс - одной из ключевых точек военных действий в Сирии - у Раада остались брат и сестра.

В ассирийской семье приготовление праздничного обеда - красивый и чётко выверенный ритуал.
В ассирийской семье приготовление праздничного обеда - красивый и чётко выверенный ритуал. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Живу в постоянной тревоге за их жизнь, - признаётся он. - В прежние годы мы с женой Ольгой нередко приезжали в Сирию. Сегодня вспоминаем с печалью прекрасные времена, когда там царили мир и благоденствие».

Ассирийцы Калининграда горды тем, что их соплеменницы противостоят террористам: в Сирии сформирован женский батальон. Мотивация у них серьёзная: при захвате ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ) ассирийских селений в районе реки Хабур похитили и изнасиловали десятки женщин. Кроме того, по поверьям исламистов, мужчина, убитый женщиной, попадёт прямо в ад.

Неучтенные люди

Утверждать, что с национальным вопросом в области полный порядок, было бы неправдой. Например, многие из живущих здесь цыган - неучтённые люди. Дети не ходят в школы, не наблюдаются в поликлинике. Официально цыган в области более 1200 человек, неофициально - втрое больше.

Екатерина Леонова - председатель цыганской национально-культурной организации «Трае». Она с мужем в свободное время ходит по домам соплеменников, уговаривает отправить детей в школы, помогает оформлять документы. Екатерина сама столкнулась с негативным отношением к себе и детям в больнице только из-за того, что она - цыганка.

«Конечно, наши люди во многом сами виноваты, - признаёт она. - Недисциплинированные. То времени нет, то лень отвести ребёнка в школу. Процветает правовая безграмотность. Но далеко не все цыгане связаны с криминалом. Многие, не имея образования, еле сводят концы с концами. Работают неофициально, собирают металлолом».

В области живут литовские цыгане-католики, молдавские и русские - православные и крымские - мусульмане. Соблюдают древние обычаи. У крымских цыган, например, жених платит за невесту большой выкуп. Внуки живут в семье мужа, при разводе дети остаются с папой.

Где пуп земли?

После развала СССР в область переселилось много езидов.

«Большая часть приехали из Армении, - говорит Асад Шамоян, экс-руководитель региональной общественной организации езидов. - Но наша историческая родина - север Ирака, где находится храм Лалеш. Там - пуп земли, откуда началась жизнь. Мы «солнцеверущие», долго подвергались гонениям».

Поэтому обычаи, молитвы хранят в самом надёжном месте - в голове, передают из уст в уста. Один из самых строгих запретов - женитьба на иноверцах. С местными стараются не конфликтовать. В местной администрации признаются, что проблемы порой возникают, но они решаемы.

В маленьком поселке Рожково Гурьевского поселились пять семей езидов.
В маленьком поселке Рожково Гурьевского поселились пять семей езидов. Занимаются они сельским хозяйством. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«С одной стороны, социологические исследования подтверждают: около 80% населения области положительно оценивают межнациональные отношения. Но с другой, миграционные процессы, распространение радикальных идей и другие факторы могут резко изменить ситуацию. Мы должны быть к этому готовы», - считает руководитель ФАНД Игорь Баринов.

Иск принят

Самый больной в области вопрос - недостроенная мечеть. В 2013 году Центральный суд Калининграда наложил запрет на строительство здания, готового уже на 80%. Верховный суд подтвердил решение. Сейчас городские власти готовы дать место под храм на «Поле Дружбы» - участке, который планируют отвести под конфессиональные объекты. А тем временем мусульмане Калининграда обратились в Европейский суд по правам человека. Иск принят, скоро назначат дату слушаний.

Мнение
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Социологической лаборатории анализа, моделирования и прогнозирования рисков БФУ им. И. Канта Елена Зимовина: «Мы регулярно проводим обследование социально-политической обстановки в регионе. Она остаётся стабильной. Но в последнее время этническая структура области меняется. Увеличивается доля русских. Но часто за счёт того, что дети из смешанных семей стали считать себя русским. Фиксируется сокращение по области практически всех этнических групп, кроме некоторых: например, армян, азербайджанцев, узбеков. Сейчас данные об этнической структуре можно получить только в процессе переписи населения. А там вы можете назвать себя кем хотите, хоть эльфом, хоть гномом. Конечно, в официальную статистику такие оригиналы не попадают. Их включают в число не указавших национальность. Кстати, количество последних увеличилось. Например, в 2010 году их доля составляла чуть более 5%. Хотя, по данным переписи 2002 года, их было около 1%».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах