Примерное время чтения: 8 минут
2667

Памятники в руинах, разруха в головах. Архитектор - о наследии Кенигсберга

Все форты представляют собой земляное укрепление с каменным строением высотой до 8 метров, которое вмещает военный гарнизон в 300 солдат и оружейный запас. У каждого форта есть имя ― обычно они названы в честь известного военного предводителя или короля.
Все форты представляют собой земляное укрепление с каменным строением высотой до 8 метров, которое вмещает военный гарнизон в 300 солдат и оружейный запас. У каждого форта есть имя ― обычно они названы в честь известного военного предводителя или короля. / Станислав Ломакин / АиФ

В Калининградской области обсуждают проект закона «Об объектах культурного наследия». Если жители большой России без сомнений могут сказать о местном архитектурном наследии: «это наше, родное», то калининградцам это сделать сложнее. Для архитектора Артура Сарница, одного из разработчиков закона, не то, что отдельные дома, весь областной центр - памятник. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с ним о том, зачем сохранять эти немецкие развалины.

Тайна воды

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Сейчас кризис, приходится урезать зарплаты. А мы тут о каких-то развалинах волнуемся. Может, забыть о них до лучших времён, раз содержать не по средствам?

Артур Сарниц.
Артур Сарниц. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Артур Сарниц: - А я считаю, что им нужно как можно быстрее найти хозяев. Лучшие времена могут и не наступить, если обращаться с доставшимся нам наследием, как сейчас. Ведь это не просто история, а возможный источник дохода для государства.

Проблема с историческими зданиями, которые некому содержать, есть не только у нас. В Европе, например, из-за того, что верующие перестали ходить в церкви, тоже нет средств на их содержание. Сейчас там клубы открывают, перестраивают под дома. С одной стороны, это кажется абсурдом. Но иначе от разрушения не спасти.

- Вы взялись восстановить форт № 11. Почему именно его?

- Мне его подбросили, как котёнка, но как-то вот в сердце кольнуло, захотелось этим заниматься. Когда область получила этот форт в собственность, мы сразу побывали там как общественная инспекция. И были удивлены, что его ещё не успели разграбить мародёры, не утащили металлические двери, лестницы, ворота, кирпичи. Военные на моих глазах всё это передавали. Я фотографировал, смотрел. Мы узнали, что форт был затоплен последние 20 лет. Тогда ещё был жив Авенир Овсянов. Он сказал, что у него зять служил на этом форту и с этой проблемой справиться так и не смогли. Мол, не тратьте время. Но я хотел найти способ всё это сохранить. Мы с ребятами добыли чертежи, нашли способ, как осушить форт. Он уже второй год без воды.

Справка
Кенигсберг не случайно именовался городом-крепостью. Его главным символом являлись оборонительные форты ― мощные каменные сооружения в виде кольцевой системы. Форты служили защитной стеной, блокирующей путь к городу. До Великой Отечественной войны их было 17: 12 больших и 5 малых. В настоящее время доступ к большинству из них закрыт.

- Говорят, здесь случаются загадочные вещи. Привидения видели?

- У нас во рву с водой живёт какое-то существо: то ли гигантская щука, то ли большая выдра. Что-то ужасное хватает людей за ноги. Поэтому купаться здесь никому не советую.

- У нас обычно, если за памятник берутся энтузиасты, дело ограничивается уборкой. «Раритет» стоит чистый, но разрушается дальше. Где найти деньги на содержание?

- В проекте закона о памятниках отрабатывается механизм передачи объектов новым собственникам. Арендатору будет гораздо комфортнее. Он сможет в течение трёх лет платить за аренду небольшие деньги, потихоньку провести электричество, модернизировать систему отопления и т. д. Человек должен показать, что он там реально что-то делает. И тогда ему позволят заниматься объектом дальше. Да, нужно найти способ поддержать проекты собственника финансами. Может, это будут целевые кредиты, расходование которых отслеживается поэтапно, может, налоговые льготы. Я думаю, мы найдём инструмент.

- Но вы уже знаете, как сделать исторический объект прибыльным?

- Главное, он должен быть посещаемым, чтобы человек пришёл и за целый день здесь отдохнул, поел, что-то новое узнал. Чтобы люди говорили: «Какие моря! Поедем на форт - проверенное дело!». У нас тут и лодки, и игры, и кафе. Нам надо доказывать, что собранные деньги идут не на покупку дорогих авто, а на содержание памятника. Когда у нас будет за 60-70 тыс. посещений (года через три), мы получим средства на то, чтобы осуществить некоторые свои идеи по этому форту.

Пока, конечно, вкладываем собственные деньги. И ещё получили беспроцентный кредит от Фонда Алекперова - 1,5 млн рублей. А нам, чтобы привести форт в порядок, нужно минимум 1 млн евро, а по-хорошему - все 10, поскольку объект довольно большой и запущенный.

Накупили и бросили

- К каждому из 12 фортов вы мечтаете приставить собственника. Создали общественную группу, которая готова помогать консультациями. Есть желающие?

- Приходили люди. Но пока немного и не совсем понимающие, за что они хотят взяться. Один мужчина, например, пришёл с идеей строительства на форту русской деревни. Хорошая идея сама по себе. Но зачем на форту? Зачем прилаживать на корову седло?

- Сейчас в области то и дело возникают проблемы с арендаторами, которые не хотят расставаться с памятником, даже если нет средств на его содержание. Пример, который на виду, - Башня Врангеля. Этот вопрос можно решить?

- Эта башня находилась в руках людей, которые всем сердцем хотели оживить объект. Но финансов не было. Сейчас памятнику подыскивают другого хозяина. Скорее всего, это будет Музей янтаря. Думаю, потребуются ещё какие-то инвестиции со стороны. Может быть, Янтарный комбинат поучаствует. Там с интересом на эту тему смотрят.

Башня Врангеля.
Башня Врангеля. Фото: Пресс-служба Правительства Калининградской области

Но гораздо более серьёзная проблема с собственниками, которых невозможно найти. Какие-то сторонние люди накупили в области красивых зданий, и они годами стоят брошенные, а потом почему-то начинают гореть. В новом законе нужен механизм, который позволит забирать памятник у такого собственника, не дожидаясь, когда он рухнет. Мы сейчас такую редакцию как раз и отрабатываем.

Поселок Железнодорожный. До 1946 года - Гердауэн, основанный в XIV веке.
Поселок Железнодорожный. До 1946 года - Гердауэн, основанный в XIV веке. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Вы - известный сторонник восстановления исторической застройки в центре Калининграда, в том числе Королевского замка. Но, может, хватит цепляться за немецкое и пора начинать строить что-то своё и красивое?

- Кто ж запрещает. А получается это? Нет. И неудивительно - здесь уже есть пусть неофициальные, но свои архитектурные регламенты. То немецкое, что осталось в большом количестве, даёт некий архитектурный ландшафт со своими чёткими константами: черепичными крышами, определённым качеством кирпичной кладки, брусчаткой, аллеями. Но большинство архитекторов, которые здесь строят, как будто этого не видят. Поэтому зачастую появляется что-то не понятное и не очень уместное.

Я искренне считаю, что мы не на пустом месте живём. За нами - 700-летнее наследие. Всё это богатство мы получили большой кровью. И это не только немецкая, но и вся мировая культура, включая российскую. Мы говорим, что наши земляки - Кант и Гофман. Ну и давайте быть более последовательными: хватит относиться к исторической застройке так, как делали это 70 лет назад. Правда, это происходит не на уровне госаконов. У нас же, как говорил профессор Преображенский, разруха - в головах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах