Примерное время чтения: 8 минут
3379

«Душе нужна ревизия». Священник - о магах, коммерции в церкви и посте

Отец Николай: «Епископ должен быть ближе к людям».
Отец Николай: «Епископ должен быть ближе к людям». / Станислав Ломакин / АиФ

По данным исследования ВЦИОМ, почти половина россиян верят в колдовство. Время сложное, и народ готов искать опору в чём угодно.  О том, как церкви приходится бороться за умы людей с чародеями разных мастей, журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с руководителем Черняховской Епархии Калининградской области отцом Николаем (Дегтяревым).

Нет лёгких путей

- Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: Отец Николай, с чем вы связываете растущую веру в магию?

Отец Николай: - Я не называл бы её растущей. Вся история Церкви - борьба поверхностного отношения к жизни и глубокого. Христианство призывает изменить себя - тогда и мир вокруг изменится. Магия предлагает некое действие или заклинание вместо работы над собой. Люди склонны не напрягаться - идут простым путём и в этом обманываются. Так было всегда. Только сейчас из нашей жизни почти исчезли такие основные православные понятия, как подвиг, служение Родине, служение ближнему. Нормальным считается всё, что тешит самолюбие, позволяет возвыситься над другими, и магия в том числе. 

- Появление в Калининградской области новой епархии некоторые восприняли, как расширение влияния Церкви. Порой обыватели видят в этом притязания на некие материальные блага. А на самом деле?

-  Некоторые обыватели, к сожалению, не имеют понятия о Боге, потому видят только материальное. Мы идём к практике древней Церкви, когда епископ был в каждом городе. Он бывает во всех храмах, ходит по городу, знает проблемы жителей. Проповедует не только словами, но и примером  своей христианской жизни. Епископ должен быть ближе к людям.

В церковь приходят не только за помощью и советом. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Вы являетесь председателем Церковного суда Калининградской области. Какие дела там рассматривают? Есть случаи, когда боретесь со злоупотреблениями в своих рядах?

- Мы разбираем около 200 дел ежегодно. В основном - о разводах. Церковный суд не вправе отменить Божье благословение. Он рассматривает обстоятельства с целью установить виновного в распаде семьи. Невиновному могут разрешить венчаться ещё раз.

Рассматриваем и поведение священников. Если батюшка больше заботится о себе, чем о службе - есть основания для вызова его в Церковный суд. На моей памяти было три случая, когда дело окончилось лишением сана. Два из них связаны с занятием коммерцией. Но, с другой стороны, священникам действительно приходится искать средства на восстановления храмов. А некоторые люди думают, что они себе на машину собирают. У нас, например, священник Олег Хацко в поселке Большаково и окрестностях организовал пять приходов, восстановил две немецкие кирхи. Люди готовы с ним трудиться и молиться. И большинство священников такие. Есть в суде и особые «методы дознания»: чтобы узнать о священнике, достаточно поговорить с местными жителями.

Без украшений, косметики и алкоголя. Как живут современные старообрядцы

- Церковь всё чаще вмешивается в светские дела. С её подачи  отменяют выставки, спектакли: оперу «Тангейзера» в Новосибирске, пьесу «Хоровод» в Омске. Церковь сама пострадала в советские времена от гонений. Откуда такая нетерпимость к иному мнению?

- Искусство - важный союзник Церкви в преображении нашей жизни. Оно может привести к истине, а может и отвести от неё. Зависит от того, насколько искусство честное. Если это не более чем провокация с целью заработать известность на скандале, тогда это не «светские дела», зачем делать вид, что мы этого не замечаем? Это было бы лукавством…

В Новосибирске и Омске епархии лишь высказали своё отношение к спектаклям. Постановки сняли театры, скорее всего, из-за того, что опасались общественного осуждения. Сейчас люди, не согласные с вульгарной трактовкой истории и личности царя,  по своей инициативе собирают подписи против фильма «Матильда» - о царской семье. Если его  снимут с показа, тоже обвинят Церковь?

Государство приняло закон о защите чувств верующих. Хотя по-настоящему верующему человеку этот закон не нужен. Но это моё личное мнение. А государство совершенно правильно страхуется от незаконных «разборок».  Если оно не защитит принципы людей, люди сами будут их защищать. К примеру, православные активисты разгромили выставку в Манеже. Их можно понять, но не оправдать. С другой стороны, не надо провоцировать.

«Головастые» люди

- Вы по образованию инженер-конструктор. Работали в космической отрасли. Скажите, почему мы вечно  отстаём в производстве сложных бытовых технических устройств?

- На самом деле нам есть чем гордиться: комплексы ПВО, ракетные двигатели, средства радиоэлектронной борьбы... Это разве не высокие технологии? Но наши лучшие разработки всегда были направлены на «оборонку». Может, это не так уж и плохо - Защита Родины выше личного потребления. Русские готовы трудиться ради высокой идеи, а до бытовых вещей часто  руки не доходят.

И ведь «головастые» люди у нас не только в институтах. Под Правдинском (Калининградская область) один самодельщик из моста от «Жигулей» и генератора сделал ветряную электростанцию для своего хутора. Можем придумать и сделать, но не умеем на этом зарабатывать. Меня это не очень печалит, я, скорее, романтик от техники - могу любоваться узлом станка или электронной схемой как произведением искусства. Есть такое понятие: красота технических решений. А производство, конечно, надо развивать.

- Вы используете ваши навыки электронщика?

- Когда меня назначили ключарём Кафедрального собора, я перепрограммировал в соборе  все контроллеры вентиляционных установок. Оплата за тепло заметно уменьшилась. А будучи священником в Правдинске, вёл в школе радиокружок. Вот так, в рясе и с крестом. Дети реагировали нормально. Они ещё не напичканы пропагандой, что наука и религия несовместимы, а поп - тёмный человек, который машет кадилом.

- 28 ноября начинается Рождественский пост. Большинство путают его с диетой. А вы для чего советовали бы использовать это время?

- Представим общество любителей лыжного спорта. Вы должны быстро бегать на лыжах, а не только «болеть» с пивом  перед телевизором. Поэтому надо тренироваться. И, когда объявят массовый забег, выходить и бежать без отговорок вроде: «Когда захочу - сам побегу». Потому, что все ваши решили бежать. Примерно так же и у православных: мы должны не только знать, что такое добродетель, но и жить соответственно. 

Пост - это время, когда мы упражняемся в добродетели. И не только в ограничении еды. У нас почти каждый считает себя самым правильным, умным, сильным. А пост располагает к тому, чтобы разглядеть реальное положение дел. Увидеть и признать свою неправоту, эгоизм, бессилие в чём-то. Да хотя бы в том, чтобы отказаться от некоторых продуктов. Человек сказал: мол, всё, с завтрашнего дня начинаю новую жизнь. И тут понимает, что у него не получается. Это располагает молиться и работать над собой. Для христианина, стремящегося к совершенству, пост становится потребностью. Радость победы над собой не меньше радости от любой другой победы.

Досье
Отец Николай (в миру - Вадим Дегтярев ). В 1987 году окончил Московский институт электронной техники по специальности «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры». Работал инженером-конструктором. В 1996 году стал священником. 13 лет был настоятелем храма Георгия Победоносца в Правдинске. С 2009 года - председатель Церковного суда Калининградской епархии. С 2010-го - ключарь Кафедрального собора Христа Спасителя. В 2016 году избран епископом Черняховской епархии.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах