Примерное время чтения: 31 минута
1995

Бензин не по карману. В Калининграде митингуют против роста цен на топливо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и Факты - Калининград 30/05/2018
В УФАС говорят, что жалобы на рост цен на бензин не носят массового характера.
В УФАС говорят, что жалобы на рост цен на бензин не носят массового характера. / Станислав Ломакин / АиФ

Власти Калининградской области обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проанализировать обоснованность роста цен на бензин. 

Потребитель мечется

Топливо дорожает стремительно. В апреле средняя цена за литр бензина в области достигла 42 руб. 62 коп. - на два руб. дороже средней цены в СЗФО!  Например, если, по данным УФАС, в рознице бензин АИ 92 от ООО «Калининграднефтепродукт» 1 января можно было купить за 40,03 руб. , то 20 мая - уже за 41,73. От  ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - 40,59 и 42,54. От  ООО «Рос&Нефть» - 39,29 и 41,39. От ООО «ТЭК-Калининград» - 39,82 и 41,58 соответственно.

В субботу калининградцы вышли на пикет против роста цен.

«Бензин дорожает на 15-30 коп. каждые две недели. Три месяца назад покупал литр за 41 руб. с копейками, сейчас - за 42,54, - возмущается Валерий Иванов. - Живу в Полесске, езжу на работу в Калининград. 8 тыс. руб. в месяц трачу на бензин. Это очень много!»

Работники АЗС тоже не в силах ответить на вопросы клиентов, почему дорожает топливо.

«Каждый день смотрю статистику биржи и удивляюсь, - говорит продавец Кирилл Котляров. - Откатывается баррель, а назавтра бензин начинает расти. Планировать ничего невозможно. Да и почему мы равняемся на этот барелль? Живём в РФ, у нас своя нефть. Выходит, сами у себя покупаем задорого?»

Потребитель мечется, выбирает дешевле, а в результате заправляет машину ослиной мочой. Ну, не может при оптовой цене 53 руб. за литр дизельное топливо стоить в рознице 44,30! При том, что до 5 тыс. руб. расходов в месяц поставщикам прибавляет транзит через границы. В качестве экономии сейчас предлагают ставить заправки без персонала, где автомобилисты сами расплачиваются картой. Мы отказались от этой идеи. Очень неудобно, оборудование ломается, карты застревают. Единственная на сегодня экономия - пересаживаться на маршрутки.

«Себестоимость дизтоплива сегодня выше, чем потребитель видит на стендах, - рассказали в другой компании. - Работаем себе в убыток. Нефтепродукты закупаем на Санкт-Петербургской бирже. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к росту оптовых цен. Мы заложники этой ситуации».

Акцизы приструнят?

Калининградское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг стоимости нефтепродуктов на территории региона.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации за прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,20%, на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%. В то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции. За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

По словам руководителя УФАС области Ольги Бобровой, эта ситуация является характерной для последних пяти лет.  По данным Росстата рост розничных цен начиная с декабря 2013 г. на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,43%, Аи-95 – 26,82%, дизельное топливо – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.

Ситуация 2018 года более сложная. За период с 31.12.17 по 14.05.18 по данным Росстата цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 на 3,4%, на дизельное топливо летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

За период с 9 января по 21 мая цена на автомобильные бензины в опте превысили цены в рознице по автомобильным бензинам и по дизельному топливу. Биржевая торговля позволяет удерживать цены уровне, ниже чем на сопоставимых зарубежных рынках. По состоянию на 18 мая цены на автомобильный бензин на внутреннем рынке ниже цен экспортного паритета на 10,2%, на дизельное топливо летнее ниже на 9,7%, на авиационный керосин - на 8,6%.

«Но основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%, - говорит Боброва. - ФАС России осуществлен ряд мероприятий, направленных на недопущение  негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов, в частности направлено письмо в Минфин России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо  и ввести гибкую шкалу акциза. Считаем необходимым обсуждать снижение акцизов по бензину в диапазоне от минимального значения в 3000 руб/т до оптимального значения в 5000 руб/т и по дизельному топливу снижения в диапазоне от минимального значения в 2000 руб/т до оптимального значения в 4000 руб/т. Считаем, что данное предложение является наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации».

Вид н/п

Продавец

ВИНК

 

Цена На 01.01.2018

Цена (розничная) на 20.05.2018

Рост %

92

ООО «Калининграднефтепродукт»

ОАО «Сургутнефтегаз»

40,03

41,73

4,24

95

ООО «Калининграднефтепродукт»

ОАО «Сургутнефтегаз»

42,26

44,06

4,25

ДТ(Л)

ООО «Калининграднефтепродукт»

ОАО «Сургутнефтегаз»

40,33

43,63

8,18

ДТ(З)

ООО «Калининграднефтепродукт»

ОАО «Сургутнефтегаз»

41,63

43,63

4,8

92

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

ОАО «Лукойл»

40,59

42,54

4,8

95

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

ОАО «Лукойл»

42,29

44,79

5,91

ДТ(Л)

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

ОАО «Лукойл»

41,65

44,85

7,68

92

ООО «Рос&Нефть»

Независимый

39,29

41,39

5,34

95

ООО «Рос&Нефть»

Независимый

41,49

43,39

4,58

ДТ(Л)

ООО «Рос&Нефть»

Независимый

40,29

43,59

8,19

92

ООО «ТЭК-Калининград»

Независимый

39,82

41,58

4,42

95

ООО «ТЭК-Калининград»

Независимый

42,02

43,82

4,28

ДТ(Л)

ООО «ТЭК-Калининград»

Независимый

40,29

43,41

7,74

В управление поступают жалобы на рост стоимости бензинов автомобильных, но они  не носят массового характера.

Для установления причин роста цены на нефтепродукты управлением проводится анализ товарного рынка и затребованы сведения у оптовых и розничных продавцов нефтепродуктов об основаниях повышения стоимости товара. В случае установления необоснованного увеличения стоимости товара, а также признаков согласованных действий со стороны ритейлеров, управлением будут приняты меры антимонопольного реагирования. При установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ВИНКами – материалы будут переданы в ФАС России.

Необходимо отметить, что помимо затрат, которые поставщики несут на приобретение у оптовых поставщиков, либо на бирже нефтепродуктов, в затраты включается и оплата за транспортировку до Калининградской области, экологические сборы за провоз по территории Белоруси и Литвы. К сожалению «прямая» паромная транспортировка  нефтепродуктов с материковой части России, которая могла бы исключить часть затрат на логистику, в настоящее время крайне затруднена ввиду недостаточной развитости данного сообщения.

Справка
По данным 2017 г., в регионе общие балансовые запасы нефти на суше и море составляют 49,2 млн т. Вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью от 1 до 8 млн т в год неоднократно поднимался. Но ни один из проектов потенциальных инвесторов развития не получил.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах