Примерное время чтения: 9 минут
3719

Школа будущего. Директор - о свободе выбора, поборах и зарплатах учителей

Современные школьники идут в ногу со временем.
Современные школьники идут в ногу со временем. / Станислав Ломакин / АиФ

Новый закон «Об образовании», по сути, разрешил чиновникам зарабатывать на детях и экономить на учителях. Директору нужно соблюсти баланс, чтобы не пострадали те и другие. Как это сделать и о том, что ново­го с 1 сентября ждёт учеников, журналисту АиФ-Калининград рассказал директор «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Калининградской области Алексей Голу­бицкий.

Перегибы на местах

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - В некоторых школах пошли по пути сокращения стимулирующих надбавок педагогам. На чём ещё сегодня школа может сэкономить? И с каким настроением вы встречаете 1 сентября?

Алексей Голу­бицкий: - Педагоги - счастливые люди, у нас Новый год дважды в год. Настроение - как у всех перед праздником. Предвкушение чего-то нового, исполнения задуманного. Учителю, у которого иное настроение, не стоит вообще работать.

Директор «Школы будущего» в Большом Исаково Алексей Голу­бицкий. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Экономика школы проста: сейчас норматив, формирующий фонд оплаты труда, составляет 27203 рубля. На каждого ученика и с прошлого года не уменьшился. Поэтому любые сокращения зарплат - перегибы на местах, на которые нужно реагировать учителям и родителям.

В нашем учебном заведении средняя зарплата - 36 тысяч рублей. Но достигли этого не просто так. У нас очень компактная администрация, энергичные завучи. Мы перевели на аутсорсинг кухню - передали помещение и оборудование профессионалам, которые готовят на весь район.

Школьные автобусы тоже не в «штате». Кроме того, в рамках детского исследовательского проекта поставили 8 солнечных панелей. Пока экономия небольшая, но я мечтаю найти доброго человека, который поможет школе установить достаточно солнечных батарей, чтобы забыть о существовании «РАО ЕЭС».

С другой стороны, некоторые школы начинают экономить чрезмерно. Например, не везде имеются психологи, логопеды, дефектологи. А детки с трудностями есть в каждой школе. Здоровых учеников, к сожалению, всё меньше. А, по закону, ребёнка с инвалидностью должна уметь принять любая школа. Это сейчас одна из самых острых проблем.

- Сегодня много спорят: должны дети-инвалиды учиться в обычных классах или им комфортнее среди равных себе, в специализированных заведениях? Как вы считаете?

- Я - сторонник инклюзивного образования. У нас дети с особенностями здоровья находятся в классе вместе со всеми. Но к каждому - свой подход. Иногда мама сидит рядом. Такие дети ходят в кружки, побеждают в конкурсах и чувствуют себя абсолютно на равных с остальными. Мало кто знает, но наш регион - лидер по созданию безбарьерной среды. Здесь более двух десятков оборудованных школ. Сейчас мы у себя создаём условия для слабовидящих и слабослышащих детей. Ещё приобрели роботов - «аватаров» (они ростом с ученика и похожи на известного персонажа из «Звёздных войн»). Если ученик приболел, он может управлять им из дома. «Аватар» сидит на уроке, ходит по школьным коридорам.

- Чиновники возмущались, что качество питания в школах оставляет желать лучшего. Удивлялись, как в меню попали сосиски. Сколько сейчас выделяют на питание школьника? Трудно ли уложиться в эту сумму?

- Я сам ем в школьной столовой, и нравится. У нас, как и во многих других школах области, установили пароконвектоматы - готовят без обжарки. С сентября на питание ребёнка до 10 лет будут выделять 44 рублей 56 копеек, старше - 48 рублей. Этого хватает, но есть проблема - торги. По закону, мы можем заключить договор только с предприятием, предложившим наименьшую цену. Какое-нибудь ЧП «Рога и копыта» может сказать: «Не вопрос! Я вам за 20 рублей приготовлю!». И мы обязаны заключить с ним договор. Это ужасно!

Стандартный обед школьника: свекольник с мясом и сметаной, тефтелька мясная в соусе, картофельное пюре, чай и хлеб. Итого – 52 руб. 50 копеек. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Я считаю, нужно внести изменения в законодательство и исключить школьное питание и подвоз детей из обязательных торгов. Нельзя экономить на детском здоровье! Будем добиваться решения проблемы. А с сосисками боремся - в этом вопросе свободу выбора детям давать нельзя.

Если спросить у них, что они хотят, как вы думаете: на каком месте были бы гамбургеры, а на каком - гречка с котлетой? Боюсь, это был бы неравный бой.

Как изжить репетиторство

- Переведя школу на подушевое финансирование, её, по сути, превратили в коммерческую организацию. На чём она может заработать, не в ущерб образованию?

- Нам повезло: школа - новостройка. Есть бассейн, скалодром, тир, каток, бесплатный бассейн для учеников. Но к нам приезжают на плавание пять школ и платят (минобразования выделяет средства). Это самая значительная статья заработка - сотни тысяч рублей.

В «Школе будущего» учатся дети и крупных бизнесменов, и матерей-одиночек с тремя детьми. Пёстрая по социальному составу компания. Поэтому предлагаем платные образовательные услуги, но не навязываем. Консультации учителя для одарённых детей или для тех, кто недопонял на уроке, - за счёт школы. Репетиторство мы изживаем. И любое учреждение образования при желании может это сделать.

- Родители жалуются, что детям насаждают патриотическое воспитание и основы религий, вместо того чтобы учить математике и русскому. А к ЕГЭ потом приходится готовиться платно. Не мешает ли идеология науке?

- Количество часов по основным предметам защищено - их не сокращают ради религии или патриотического воспитания. Более того, с этого года начнут действовать новые стандарты образования. Сейчас несколько школ региона приходят к тому, чтобы дать право выбора ученикам. У нас самое страшное наказание в обществе - лишение свободы. А в школе много свободы выбора? За что детям «дают» 11 лет?

Я, конечно, переперчил со сравнением, но лишь отчасти. Теперь десятиклассник сможет выбрать любые три - четыре предмета, которые будет учить углублённо, а от каких-то предметов и вовсе отказаться. Кроме того (и это революция), вместо уроков труда можно будет приобретать профессию.

Не так, как было раньше: учебно-производственный комбинат - и все идут на сварщиков или на парикмахеров. Старшеклассник сам сможет выбрать любой профиль, а школа заключит договор с соответствующим учебным заведением и оплатит занятия. Это хлопотно, с точки зрения финансовой отчётности, но несколько школ области, и мы в том числе, на это пойдём.

Нужен диалог

- Новации - это прекрасно! Но как быть с застарелой проблемой: поборами. Ведь доходит до судов. Недавно мама пыталась вернуть деньги, уплаченные за рабочие тетради. А сколько недовольных «добровольно-принудительными» взносами за охрану, ремонт, обучение учителей.

- Подавать в суд, относиться к школе, как к ЖЭКу: мол, я поругалась - мне трубу починили, это, мягко говоря, недальновидно. Нужно уметь грамотно выстраивать диалог. Между родителями и школой должно быть доверие. Да, многие учебные заведения не могут оплатить профессиональную охрану. А бабушка-вахтёр здорового человека с нездоровыми намерениями не остановит.

Если родители понимают это и решают собрать на охрану - это не поборы. Они видят финансовые отчёты. Но иногда это делается в такой форме: а ну-ка, быстренько скинулись по тысяче рублей «на нужды школы», и непонятно, куда пошли деньги. Это совсем другое. Но никто не может заставить родителей платить, чем бы их там ни пугали.

А вообще, родители меняются. Они понимают, что самая надёжная инвестиция - в детей. Я с иронией отношусь к предложениям вложить сейчас в Пенсионный фонд, чтобы через 20 лет увидеть небо в алмазах. За это время в нашей стране может произойти многое. А дети останутся с нами.

Досье
Алексей Голубицкий в 2000 году окончил Калининградский госуниверситет по специальности «География и геоэкология». Работал научным сотрудником Атлантического отделения ИО РАН, руководил региональным бюро экологических проектов Всемирного банка, был проректором по внешнеэкономической деятельности Института переподготовки кадров агробизнеса. Преподавал в школе. С 2010 года - директор «Школы будущего»» в посёлке Большое Исаково. Победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2013».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах