Примерное время чтения: 6 минут
772

Местные режиссёры Спиваков и Морозов: «Таланты живут не только в Москве!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «Аиф-Калининград» № 35 27/08/2014
Евгений Морозов (слева) и Евгений Спиваков (в центре) снимают фильм о разведчиках группы «Джек».
Евгений Морозов (слева) и Евгений Спиваков (в центре) снимают фильм о разведчиках группы «Джек». Из личного архива

В худшем виде

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Четыре года назад вы ушли с телевидения на вольные хлеба. На что теперь живёте и снимаете?

Евгений Морозов: Спиваков в Москве снимает телесюжеты, клипы, ролики. А здесь мы получили небольшой грант от комитета по делам молодёжи и делаем фильм «Даже не думай» об обитателях реабилитационного центра в Орехово. Профилактика наркомании.
Для своих проектов ищем спонсоров. К примеру, хотим сделать фильмы о первых переселенцах. О том, что происходило между людьми - теми, кто приехал, и теми, кто уже здесь жил до 1945-го. Как они работали, влюблялись, женились и даже сидели за это. Ещё хотим экранизировать рассказ  писателя Юрия Буйды.

Кинодокументалисты Евгений Морозов и Евгений Спиваков. Фото: Из личного архива

- У нас не так давно обсуждали историю, когда писательницу побили её герои. А у вас не было проблем с отрицательными персонажами?

Е.М.: Оно понятно: люди с ней поговорили по душам, а она выложила всё в худшем виде.  А смысл?.. В нашем проекте «Лицо для негатива» - сплошь отрицательные герои. Но обошлось без скандалов. Одна из героинь - женщина, которая делала подпольные аборты. В фильме не было закадровых нравоучений. Зритель решал, хорошо это или плохо. 
Другой фильм серии - «Баркашовцы - кто они?». Это были чистейшей воды фашисты, которые прикрывались русской национальной идеей. Сыпали цитатами из Геббельса. В 90-е они существовали здесь вполне легально, снимали офис на Черняховского (фильм - лауреат телефорума СНГ «Содружество»). После показа нам позвонили из прокуратуры - попросили материалы, чтобы возбудить дело. Если б их деятельность не прекратили, кто знает, до чего бы дошло. 

- Тогда по ТВ шла сплошная чернуха. Был спрос? 

Евгений Спиваков: Со стороны Запада, в частности ФРГ, был заказ на чернуху про Калининград. Я тогда попал в историю: приехали два паренька. Мол, снимаем про Калининград, про молодёжь. Влились в мою компанию. Ходили с нами всюду, снимали. Когда мы увидели фильм - ужас! Смысл был такой: Кёнигсберг уничтожен, жить здесь невозможно, мы - демоны из преисподней.

Е.М.: Я с таким подходом столкнулся, когда был на фестивале на Борнхольме (Дания). Там показывали анонсы будущих фильмов. Сижу в тёмном зале, идут кадры: какой-то город - мусор, ямы, разбитые бутылки... И узнаю в этой помойке родной Правдинск. Авторы-литовцы просили на этот фильм тысяч 80 долларов. Подхожу к ним: «Ребят, а почему бы вам из той ямы, где вы снимали, не подняться вверх? Там чистенький городок. Он как раз готовился к какому-то юбилею. А хотите, я к вам в Литву приеду и такого наснимаю!».  И сейчас есть целые продюсерские центры, которые специализируются на таких заказах.

В цифровом формате

- Минкульт РФ пытается влиять на ситуацию в кино, выделяют деньги. До регионов доходит?

Е.М.: Сейчас, насколько я знаю, снимают 50 фильмов, которые финансирует Минкульт. Но их делают москвичи. Это ненормально. Талантливые люди живут не только в Москве. Обидно, когда видишь, как истратили уйму бюджетных средств неизвестно на что. С другой стороны, ещё Толстой говорил: «Делай, что должен, и будь что будет». 

- А зрители каких героев сейчас хотят видеть?

Е.С.: Наверное, таких, как ветеран разведгруппы «Джек» Геннадий Юшкевич. Полгода работал в немецком тылу... На фильм пришла масса откликов из РФ и ещё 70 стран. Звонили из школ - мы диски рассылали. Та же история - с фильмом про Канта. Правда, по поводу подачи мнения разделились. Одни писали: «Круто!», другие: «Вы сделали из Канта обыкновенного мужика!». Но он и был, в первую очередь, человек: в карты играл, в барах пропадал. Бытует мнение, что Кант был девственником, потому что придумал себе такую философскую доктрину. А он просто любил женщину другого сословия и не мог на ней жениться. Это потом его мифологизировали. 

- Расскажите о приметах времени, о которых будут вспоминать лет через 20? 

Е.М.: Недавно один человек меня убеждал, как интернет меняет людей. Говорит, это так здорово: большое сообщество. Мы зашли в курилку, там человек 12, каждый с телефоном и смотрит в экран. Я ему показал - вот что значит мировая сеть. Она скорее разъединяет. Переводит общение в какой-то цифровой формат. Из-за этого, кстати говоря, легче украсть, убить. Когда компьютерная игра переводится в реальную жизнь, человеку кажется, что это так же просто. Недавно в новостях показывали - парень убил друга. И рассказывал спокойно, как распиливал его. Ужас! А убийца сидел со спокойным лицом.

Евгений Морозов в 1988 г. с красным дипломом окончил Московский текстильный университет по специальности художник-график. Работал в Рижском доме моделей. В 1992 г. его перевели из начальника мастерской в рабочие, поскольку не знал латышского языка на т. н. пятом, высшем уровне. Он уволился и уехал в Калининградскую область. Здесь с 1995 г. стал работать на ТВ и снимать документальные фильмы.
Евгений Спиваков окончил художественную школу в Новокузнецке. С 1995 г. работал оператором, затем режиссёром на местных телеканалах. В 1997 г. переехал в Калининград. Работает здесь и в Москве. В 2012 г. его совместный со Станиславом Сапачевым короткометражный фильм «Игра» вошёл во внеконкурсную программу короткометражек Каннского фестиваля. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах