Сейчас самое время для дорожных работ. Но вместо капитального ремонта мостов и тротуаров чаще всего власти предпочитают делать лишь ямочный ремонт. Автомобилисты и пешеходы недовольны, считая бесконечное латание дыр лишь лёгким способом незаконно обогатиться. Так ли это? О слабых местах дорожного ремонта журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с инженером-строителем с 40-летним стажем Владимиром Свинцовым.
Большая разница
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Откуда такая разница в стоимости ремонта одного квадратного метра дороги в РФ? У Саранска - одного из лидеров рейтинга ОНФ по эффективности ремонта дорог - она составляет 792 рублей при гарантии пять лет. Калининград, несмотря на качество работ, - на 59-м месте из-за высокой цены ремонта - 3767 рублей.
Владимир Свинцов: - Я могу отремонтировать квадратный метр дороги и за 500 рублей и занять в рейтинге первое место. Только что это будет? Яма, засыпанная песчано-гравийной смесью? Чудес не бывает. Средняя стоимость ремонта асфальта - 1300 рублей, если говорить о ямочном ремонте. Если о капитальном, то цифра 3,7 тысяч рублей вполне реальная. Вообще она доходит до 5 тысяч рублей. Это государственные расценки. Их контролируют центры ценообразования в регионах. Просто прийти и сказать, мол, я за 700 рублей отремонтирую или за 7 миллионов, не получится. Объект можно создать только на основе проектно-сметной документации, которая прошла экспертизу стоимости работ.
На городской территории переплетено всё: дороги, сети. Перекладка сетей может стоить до 50% цены самого ремонта! В последние годы Калининград, например, тратит на ремонт дорог до 120 миллионов рублей, средняя реальная стоимость ремонта 1 метра дороги - 1,3 тысячи рублей.
- Почему же так распространён ямочный ремонт, а капитального почти не видно?
- Из-за недостатка финансирования. В 2010-2012 гг. федеральный центр помогал городу. Сейчас же денежные потоки перенаправлены на другие цели, на ЧМ-2018. А сам город может профинансировать только ремонт тротуаров, мостов. Состояние последних где-то неудовлетворительное, где-то просто аварийное. Для примера - на мосту на Орудийной, который сейчас ремонтируют, на балках под проезжей частью была сквозная коррозия. Путепровод на Суворова делаем за 60 млн руб. Это недорого, если сравнивать с тем, что планировали ранее. Хотелось расширить полосы, заменить пролёты и опоры. Всё стоило бы под 400 млн руб...
Что касается дорог, город может себе позволить только текущее содержание. Поэтому пока держимся на ямочном ремонте. Но показатель того, что дорога нуждается в капремонте или реконструкции - «заплатки» вместо ям.

- Есть постановление Правительства РФ, которое ставит задачу достичь 12-летних межремонтных сроков. Это считается хорошим показателем. Речь идёт о капитальном ремонте. А раньше даже норматива не было. Ремонт делали по факту.
- Вы говорите - 12 лет. А мостовые в Калининграде, сделанные немцами, служат уже больше 70 лет...
- Брусчатое покрытие может служить веками. Не выдерживает то, что под ним. Если немцы 100 лет назад рассчитывали, что будет ездить гужевой транспорт и первые автомобили, это не значит, что дорога выдержит современные нагрузки. Брусчатку можно оставить на небольших улочках, но есть магистрали с интенсивным движением. Были бы деньги на капремонт, город заменил бы там покрытие на асфальт, прежде всего из соображений безопасности. Коэффициент сцепления с колесом у брусчатки в три раза ниже, чем у асфальта. А стоимость ремонта асфальта и брусчатки примерно одинаковая. Бригада кладёт в день до 50 квадратных метров брусчатки. Асфальта за это же время положила бы 300-500 кв. м. Иногда даже ремонт мостовой выходит чуть дороже. К примеру, при ремонте участков на Тельмана мы уложили брусчатку на 30 см песка, слой щебня и слой тощего бетона, хотя немцы традиционно укладывали на песчано-гравийную смесь. Это экспериментальные участки. И два года проблем с ними нет.
Как в общепите
- У людей сложилось мнение о дорожном ремонте как о сфере, где легко незаконно обогатиться. Где слабые места?
- Если подрядчик сознательно насыпал песка на несколько сантиметров меньше и никто не заметил, то следующий шаг - засыпка щебнем. Засыпали щебень - никто не видит, сколько там песка. Закатали асфальтом - не видно, сколько щебня. Вот где может быть обман. Тут, как с котлетами в общепите: положили больше хлеба, чем мяса. Украсть можно, если нет контроля от начала до конца.

- Российские ГОСТы лучше западных. А почему тогда дороги лучше у них?
- Западные стандарты во многом взяты из нашей системы. Но хорошие дороги делать дорого, а мы вечно ограничены в средствах. Проблема историческая. У нас то войны, то революции. В своё время страна дошла до того, что большая часть граждан жила в землянках и бараках. Государство начало клепать хрущёвки. Если Америка и Германия вкладывали бетон в автострады, то мы делали из него жильё. Задача была обеспечить первоочередные потребности людей. И дороги были не в их числе. Тогда и машин-то ни у кого не было. А потом мы начали «автомобилизироваться», в некоторых семьях по две-три машины, мы уже стоим в пробках. Это случилось очень быстро. И дороги стали востребованы. Наверное, мы дожили до тех времён, когда начнём уделять внимание дорогам.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть